Navigation bar
  Print document Start Previous page
 6 of 58 
Next page End  

"мифов  о рождении героя".  Тем более интересно, что  миф о  рождении Моисея
стоит среди них  особняком,  потому  что  в  одном  существенном  пункте  он
противоречит всем остальным.
     *  Вот  почему  Моисеи  был  вытащен  не  из  "нильской  воды".  (Прим.
переводчика.)
     Мы говорили о двух семьях, с которыми  миф связывает судьбу ребенка. Мы
видели,  что  психоаналитическое  толкование  сводит их  в одну единственную
собственную реальную семью, и все различие между ними - чисто стадиальное. В
типичной форме мифа  первая семья  (та в которой ребенок рождается) является
знатной  или даже  королевской,  вторая  (в которой он вырастает) - бедной и
скромной.  Только  в  истории  Эдипа   положение  несколько   иное  ребенок,
родившийся в  одной царской семье, воспитывается в другой, тоже царской. Тут
сам миф как бы указывает на тождество  обеих семей Социальный контраст между
"двумя семьями '  (который  подчеркивает  героическое "восхождение  великого
человека)  имеет и  еще  одну функцию  особенно  важную  в  случае  реальных
исторических  героев  миф  в  данном  случае,  гарантирует  герою  знатность
происхождения и этим поднимает его исходный социальный статус. Так царь  Кир
был  для  мидян  всего  лишь  чужеземным  завоевателем.  Но  миф  о  знатном
происхождении  превратил  его  во  внука   их  прежнего  царя.   Аналогичное
происходит и в мифе о Ромуле:  если такой человек существовал то  он, скорее
всего,  был   безвестным  авантюристом;   миф  же  делает  его  потомком  и,
следовательно, законным наследником царского дома Альба Лонга.
     В случае  Моисея происходит обратное.  Здесь первая семья обычно  столь
знатная, оказывается довольно простой  Моисей - сын еврейских левитов.  Зато
вторая семья - та бедная, в которой герой обычно вырастает, - превратилась в
правящее  семейство Египта.  Это отклонение от стереотипа  давно бросалось в
глаза  многим исследователям Эдвард Мейер и вслед за ним другие предположили
поэтому,  что  исходная  форма  мифа  о  Моисее  была  иной.  Это  фараон  в
действительности увидел пророческий сон, что сын его дочери принцессы станет
угрозой  для него и его царства. Вот почему  ребенок  Моисей сразу  же после
рождения был брошен  в воды Нила. А спасли  его - евреи, которые и воспитали
его как своего Позднее же национальные причины', по выражению Ранка, привели
к  постепенному преобразованию мифа  в ту форму, в  которой  он известен нам
теперь.
     Однако простые рассуждения  показывают,  что  такого рода 'стандартный'
миф в случае Моисея  попросту не мог  возникнуть. Такой  миф  мог быть  либо
египетского, либо еврейского происхождения.  Первое можно сразу исключить. В
самом деле, у египтян не было причин превозносить Моисея - для них он не был
героем. Стало быть, легенда  возникла  среди евреев и была (в своей  обычной
форме мифа 'о знатном  происхождении') приписана их вождю.  Но такая обычная
форма в данном случае была совершенно  непригодна:  зачем народу легенда, по
которой его национальный  герой - знатный чужеземец?  Далее миф о  Моисее (в
его  нынешней форме) разительно не соответствует скрытым целям  стандартного
"мифа о рождении. Если  Моисей -  не царского происхождения такая легенда не
может превратить его в "героя", если же он еврей, она  ничего не добавляет к
его  статусу.  Действенной  остается  лишь  одна маленькая  деталь  спасение
вопреки мощным противодействующим силам. (Интересно, что аналогичная  деталь
повторяется  в истории Иисуса,  где Ирод играет  роль  фараона). Поэтому  мы
имеем право  заключить,  что во  времена более поздней и довольно  неуклюжей
обработки легендарного материала евреи почему-то сочли попросту  необходимым
приписать своему герою Моисею  определенные  приметы из  стандартного мифа о
рождении   типичных   героев,  хотя  именно  Моисею  в  силу  его  особенных
обстоятельств, они не подходили.
     На  этом  неудовлетворительном  и  даже  неубедительном  выводе  нам  и
пришлось бы закончить наше исследование,  ничего  не добавив,  в сущности, к
вопросу, был ли Моисей египтянином, если бы не  существовал  другой и  более
плодотворный подход к самому "мифу о рождении".
     Вернемся   к   двум   упоминаемым  в   нем   семьям.  С  точки   зрения
Hosted by uCoz