психоаналитической интерпретации они - одна и та же семья. С точки зрения
мифа это две семьи, (знатная и 6oгатая) если миф относится к реальной
исторической личности, то существует еще одно различие - между реальностью и
вымыслом. Одна из семей - та, в которой он реально родился и вырос -
действительно существовала. Другая - плод вымысла она придумана в мифических
целях. Как правило, в случае реальных героев реальной бывает бедная семья,
вымышленной, приписанной - знатная. Но в случае Моисея что то и тут не
сходится*. Попробуем тогда прояснить дело иным способом. В случае реальных
героев вымышленной обычно является та семья, где ребенку якобы угрожает
опасность, а реальной - та, в которой он (согласно мифу) вырастает. Если
набраться смелости и принять этот способ различения реальности и вымысла за
общее правило (которому должна тогда подчиняться и легенда о Моисее), то мы
внезапно оказываемся перед настежь распахнутой дверью. Моисей - египтянин
(возможно - знатного происхождения), которого с помощью 'мифа о рождении'
народ преобразовал в еврея. Это и есть наш окончательный вывод! Даже эпизод
с корзиной теперь становится на место, наш вывод заставляет думать что его
функция была перевернута, и притом довольно насильственно: в обычном мифе с
помощью корзины избавляются от "своего" ребенка в данном случае принцесса
инсценирует спасение "чужого", якобы еврейского.
Отличие Моисеевой легенды от всех других того же рода связано, видимо с
коренной особенностью жизни героя. В то время как другие мифические герои
постепенно поднимаются над исходным скромным уровнем, героическая история
человека Моисея началась с того, что он опустился с египетских высот на
уровень сынов Израиля.
* Фрейд имеет в виду, что по логике, как только что продемонстрировано,
Моисей египтянин происходил действительно из знатной семьи (Прим
переводчика.)
Наш небольшой экскурс был предпринят для того, чтобы найти новые,
свежие доводы в пользу предположения, что Моисей действительно был
египтянином. Мы видели что довод "от имени" не считается доказательным.*
Нужно приготовиться к тому, что и новый подход - через анализ 'мифа о
рождении' - будет принят так же. Нам, скорее всего, возразят, что
обстоятельства зарождения и переделки легенд слишком темны, чтобы строить на
них подобные выводы, и что все попытки извлечь из них историческую правду
заранее обречены на провал в силу невнятности и противоречий, окружающих
героическую личность Моисея, а также несомненных признаков намеренных
искажений и наслоений, накопившихся вокруг него за века. Лично я не разделяю
такого пессимизма, но и не считаю себя вправе с ним полемизировать.
Но если мы не можем достичь большей уверенности, зачем вообще я вынес
это расследование на суд широкой публики? К сожалению, даже на этот вопрос я
могу ответить только обиняками Я могу лишь сказать, что если кого-нибудь
увлекут изложенные выше соображения и он примет всерьез что Моисей был
знатным египтянином, перед ним откроются интересные и далеко идущие
возможности. Сделав определенные предположения, он сможет понять какие
причины руководили Моисеем в его необычной затее, а отсюда - прийти к
возможному объяснению многих особенностей тех законов и религии, которые
Моисей даровал евреям. Все это в свою очередь позволит выдвинуть некоторые
соображения о природе монотеистической религии вообще. Но такие
ответственные рассуждения не могут базироваться на одной только
психологической вероятности. Даже если принять, что Моисей был египтянином,
нужно иметь хоть какое то прочное историческое основание, чтобы оградить
вытекающие из этого следствия от упрека в том, что они являются плодом
чистой фантазии и весьма далеки от всякой реальности. Таким основанием могло
бы послужить какое-нибудь объективное свидетельство, относящееся к тем
временам, когда жил Моисей и происходил исход из Египта. Но таких
свидетельств что-то не видно, и потому нам действительно лучше, пожалуй,
покончить на этом с обсуждением возможных следствий вытекающих из
предположения, что наш Моисей на самом деле был египтянином
Часть 2 ЕСЛИ БЫ МОИСЕЙ БЫЛ ЕГИПТЯНИНОМ
|