помощью той или иной формы аналитического лечения. В групповой терапии применяется три главных
вида анализа.
Первый из них, развитый преимущественно в Англии, называется групповой аналитической
терапией. При этом методе все происходящее в группе соотносится с состоянием всей группы в каждый
данный момент времени, так что индивид узнает, каким образом окружающие каждую минуту влияют
на его поведение.
Второй метод
психоаналитическая групповая терапия, использующая ряд принципов и
приемов психоанализа, например, свободные ассоциации, истолкование сновидений и анализ
сопротивления выздоровлению. При этом стремятся изучить не только сознательные, но и
подсознательные образы и чувства, чтобы добиться глубокой реорганизации эмоциональных влечений
индивида. Теория и техника заимствуются здесь из индивидуальной терапии и применяются к
событиям, происходящим в целой группе людей, а не только между пациентом и врачом. Вероятно, это
самый распространенный в настоящее время вид группового лечения.
Третий метод
групповая терапия взаимодействия, в которой взаимодействия между
пациентами анализируются путем разложения на состояния Эго, а последовательности взаимодействий
анализируются с целью установить, какие разыгрываются игры. Теория, лежащая в основе этого метода,
и его практическое применение рассматриваются в следующей главе. Хотя терапия взаимодействия
приобретает все большую популярность, врачей, подготовленных для ее правильного выполнения, пока
мало, поэтому она применяется не везде.
Каков же наилучший способ психиатрического лечения? Как и в случае любого лечения, вопрос
этот не может быть решен теоретическими рассуждениями и применением ученых терминов; ответ
всецело зависит от результатов. Лучшее лечение то, которое излечивает большее число пациентов в
меньшее время, с более устойчивым исходом; лечение тем лучше, чем больше способность излеченных
пациентов по-настоящему работать и любить. С этой точки зрения результаты аналитической
групповой терапии вполне выдерживают сравнение с результатами индивидуальной терапии, а
особенно многообещающими кажутся результаты групповой терапии взаимодействия.
Условия для групповой терапии часто определяются внешними факторами. Например, в тюрьмах
или общественных учреждениях место групповых собраний, численность группы, частота встреч и
длительность существования группы в данном составе могут зависеть от «властей». Ведущий группу
психотерапевт должен наилучшим образом использовать предоставленные ему возможности. В частной
же практике можно конструировать группы самым выгодным способом, чтобы получить наилучшие
результаты для каждого пациента. Лучше, если в терапевтической группе от шести до восьми
пациентов. Перед включением пациента в группу врач проверяет его физическое состояние и проводит
с ним отдельную беседу, выясняя при этом, с чем пациент пришел и от чего он хотел бы излечиться.
Пациент, в свою очередь, также получает возможность познакомиться с врачом и его методом работы. В
большинстве групп встречи происходят раз в неделю, хотя в некоторых случаях желательно встречаться
чаще. Некоторые врачи предпочитают проводить занятия с «помощником», в роли которого может
выступать другой психиатр, психолог, психиатрическая сестра или «социальный работник».
Групповую терапию можно вести совместно с индивидуальной. При этом пациент может иметь
от одного до четырех индивидуальных сеансов в неделю и раз в неделю посещать терапевтическую
группу. Иногда дело ограничивается лишь отдельными встречами, когда пациент или врач полагает, что
следует обсудить вдвоем некоторый частный вопрос. В некоторых случаях может быть два лечащих
врача, один для индивидуальных сеансов и другой для групповых занятий. Группа может быть создана в
расчете на определенное число занятий или «а неопределенное время. Пациенты могут начинать
лечение одновременно или же заново включаться в уже созданную группу вместо выбывшего пациента.
Такая группа может существовать неограниченно долго с составом участников, меняющимся по мере их
выздоровления или ухода по другим причинам.
При всех трех видах аналитической групповой терапии имеется несколько этапов. На первом
этапе происходит знакомство; каждый пациент узнает, как реагируют другие и каким образом они
отвечают на его поведение. Второй этап это возникновение ощущения группы, когда пациенты,
преодолевая свои опасения по отношению друг к другу, начинают что-то значить друг для друга,
поэтому собрания группы дают им ощущение принадлежности к сообществу. Это приводит к этапу
|