1. Доктор Трис настойчиво интересовался тем, почему она перестала лечиться у предыдущего
врача, тем самым получив ценную информацию о ее излюбленных играх и перспективах лечения. В
случае Эмбер одной из важных особенностей была денежная игра, и он приготовился к такой
возможности.
2. Пациенты, страдающие депрессиями, часто получают временное утешение от госпитализации
или от попытки самоубийства, поскольку они «инкассируют» таким образом часть своих старых
жетонов и, в некотором смысле, начинают заново, накапливая свои трудности. Они могут успокоиться
также, приняв решение обратить свои жетоны в наличные в ближайшем будущем, так что видимое
улучшение может означать в действительности подготовку к самоубийству.
3. Такая отчетливая цель редко встречается у пациента на столь ранней стадии; это счастливое
предзнаменование для исхода лечения. Поскольку контракт был вполне ясен, врач и пациент не были
вынуждены тратить время на несущественные предметы и подготовительные меры.
4. Наблюдая за поведением пациента, врач отчетливо распознает его игру. Первый же
провокационный маневр его настораживает, второй дает основания для предположения, а третий дает
ощущение уверенности, что он узнал игру.
5. Анализ взаимодействий придает важное значение обучению пациента, поскольку это
усиливает его Взрослого и помогает пациенту освоиться в группе опытных людей, уже понимающих,
что происходит.
6. Забавно наблюдать, как быстро люди находят партнеров, играющих в ту же или в
дополнительную игру.
7. При диагнозе состояний Эго врач должен доказать, что предпосылки действительно были.
Чтобы установить, что Рекс носил в себе «пинающего Родителя», необходимо было показать, что один
из его подлинных родителей в самом деле «раздавал пинки».
8. Если пациент определенным образом улыбается, особенно когда эта улыбка неуместна, можно
с уверенностью предположить, что он играет в свою излюбленную игру.
9. Если диагноз излюбленной игры правилен, то окажется, что пациент разыгрывает эту игру не
только в группе, но и вне ее.
10. Если пациент перестает разыгрывать игру в одной ситуации, он может продолжать ее в
других случаях. Чтобы излечить его от игры, вся система игры должна быть вырвана с корнем.
11. Здесь поведение прослеживается до его корней, уходящих в детство.
12. Это вспоминается не сразу. «Самым ранним воспоминанием», о котором пациент
рассказывает вначале, может быть, например, ширма. Чтобы обнаружить первоначальную ситуацию, в
которой произошла передача игры (в данном случае, по-видимому, при обучении туалету), нужны
психоаналитические методы, например метод свободных ассоциаций.
13. «Смех прозрения» возникает в тот момент, когда Взрослый пациента осознает, что он до сих
пор делал и каким образом его Ребенок чуть ли не всю жизнь водил его за нос. Смех этот очень
хороший признак.
14. Здесь видно, в чем состоит ценность групповой терапии. По мере того как улучшалось
состояние Эмбер, ее новая установка по отношению к Рексу заставила его понять, что грубость его была
всего лишь маской, прикрывавшей некую помеху в его поведении.
15. После выполнения первоначального контракта пациент может заключить новый для
дальнейшего продвижения.
16. На определенном уровне анализ взаимодействий сливается с психоанализом в своем
интересе к самым ранним переживаниям пациента.
5. История и будущее анализа взаимодействий
Анализ взаимодействий начался с открытия Ребенка. Доктор Эрик Берн, занимавшийся в течение
пятнадцати лет ортодоксальным психоанализом, опубликовал историю болезни весьма преуспевавшего
юриста. Этот юрист рассказал ему об одном восьмилетнем мальчике, проводившем каникулы на ранчо.
Мальчик носил ковбойский костюм и помогал наемному работнику. Когда работа была окончена, тот
сказал ему: «Спасибо, пастушок!», на что помощник ответил: «На самом деле я не пастушок, я просто
|