мальчик».
Юрист рассказал далее, что в своей профессиональной работе он ведет себя как взрослый. Он
успешно выступал в суде, был счастливым главой семьи и выполнял немало полезной общественной
работы. Но в известные моменты он как будто говорил себе: «На самом деле я не юрист, я просто
мальчик». Доктор Берн заметил в ходе его лечения, что манеры юриста, его жестикуляция и любовь к
шумным выходкам бывали иногда в точности те же, что у мальчика, каким он некогда был. Это привело
к выводу, что мальчик, то есть детское состояние Эго, играет очень важную роль в трудностях пациента.
Оказалось, что это состояние Эго, Ребенок, не совпадает с Ид. В то время как подсознательное Ид
является гипотетическим понятием, Ребенок поддается наблюдению и легко может стать предметом
сознательного восприятия. Далее последовало изучение других случаев, показавшее, что Ребенок
составляет лишь часть личности, и обнаружившее другие, также наблюдаемые части личности
Родителя и Взрослого. Эти состояния Эго Родитель, Взрослый и Ребенок открыли новый
реалистический подход к описанию человеческой личности.
В конце 50-х годов небольшая группа психиатров, психологов и социальных работников,
объединенных общей заинтересованностью в групповой терапии, стала регулярно собираться у доктора
Берна в Сан-Франциско. Они обменивались клиническим опытом, чтобы понять, как человек может
добиться контроля над своим расстроенным поведением. [Вначале эта группа приняла название «Сан-
Францисского семинара по социальной психиатрии»; впоследствии, когда цели ее стали более
определенными, она стала называться «Сан-Францисским семинаром по анализу взаимодействий».]
Вскоре они пришли к выводу, что большая часть таких расстройств происходит от конфликта между
родительским и детским состояниями Эго и принялись изучать взаимоотношения между этими
состояниями. Первой была открыта игра «Почему Бы Вам Не; Да, Но», и к 1962 году был выделен целый
ряд игр.
На раннем этапе анализа взаимодействий не было никаких учебников, потому что анализом
этого рода никто не занимался прежде. Обсуждая истории болезни и прослушивая записанные на
пленку занятия терапевтических групп, участники семинара заметили, что и сам врач проявляет
тенденцию разыгрывать те или иные игры. После тщательного обсуждения этого, вопроса лечение
удалось улучшить. Чтобы у пациентов были лучшие шансы на выздоровление, врач должен, как это
обнаружилось на семинаре, отдавать себе отчет в том, что делают его собственный Родитель, Взрослый
и Ребенок в каждый момент группового занятия. Отсюда развилась строгая программа подготовки,
включавшая посещение еженедельных семинаров и период работы под руководством опытного
специалиста по анализу взаимодействий. Эта обширная подготовка длится от года до трех лет или
больше и завершается устным или письменным экзаменом перед особой экзаменационной комиссией из
старших специалистов. Лишь после такой успешно завершенной подготовки квалифицированный
терапевт становится дипломированным специалистом по анализу взаимодействий. Эта подготовка
прибавляется к обычной профессиональной подготовке, получаемой общепринятым способом. Из
небольшой первоначальной группы, возникшей на Западном побережье, выросла международная
организация под названием «Международная ассоциация анализа взаимодействий»; в ней более
четырехсот членов, практикующих в тридцати штатах и во многих иностранных государствах, и около
двадцати местных отделений.
В регулярно работающих научных семинарах разрабатываются теперь новые представления о
человеческих проблемах. Особенно многообещающую область исследований, развившуюся в последнее
время, составляет детальное изучение, каким образом матери или отцы разрешают своим детям
преуспевать или терпеть неудачи. Из таких разрешений возникают сценарии жизни; эти сценарии, как
было обнаружено, могут быть изменены или написаны заново. Теория и способы лечения,
выработанные в анализе взаимодействий, постоянно расширяются и подвергаются проверке.
Глава X. Смежные профессии
А. Психиатрическая социальная работа
|