Михаил Ефимович Литвак: «Психологический вампиризм»
95
Я: С ваших слов. Поздние приходы, невнимательность и т. п.
Думаю, комментировать этот диалог нет нужды. А в заключение мне хочется повторить
еще раз восточную мудрость: «Сомнение предательству равно».
11 Лжец
Вот уж не знаю, куда его отнести. То ли к донорам, то ли к вампирам. Нет, все-таки это
вампир.
Здесь речь идет не о той откровенной лжи, которая достойна осуждения и которая была
нормой жизни в эпоху социализма для верхов. Представители низов были неоднородны:
некоторые верили, некоторые сомневались, некоторые точно знали, что это ложь. Я никого не
осуждаю и не оправдываю. Да и сам одно время верил, затем сомневался, потом все понял, но
молчал. А через некоторое время придумал, как говорить правду. Ведь психологическое айкидо
родилось в 1980 году. Окрестил я его позже.
Сейчас я хочу поговорить о тех лжецах, которые лгут, не осознавая этого, и лгут из
благородных побуждений (например, «ложь во спасение»). Лгут не только себе, но и другим.
Более того. С помощью приемов психологической защиты они стараются скрыть от самих себя
правду. Сами нуждаясь в помощи, они ее не просят, а оказывают другим. Т. е. фактически
становятся донорами. В вампиров они превращаются, когда приходят на прием к психологу и
врачу-психотерапевту, стараясь высосать из них побольше психологических соков, но не для
себя. Потом они отдадут их своим штатным вампирам.
Основная психологическая характеристика Трус
ливого Лжеца неосознаваемый страх
получить осуждение неблизких людей. Трусость принимает форму гостеприимства, щедрости,
галантности, принципиальности и даже храбрости. Проявления этой трусости вы можете видеть
повседневно. Это чаевые малознакомым людям (таксистам, официантам, швейцарам и т. д.).
Это обильное угощение, многократно превышающее биологические потребности гостей. Это
поднятие тяжестей с последующим многомесячным лежанием в постели. Это уход с урока из
солидарности. Потом Трусливые Лжецы вытягивают психологические соки из своих близких.
Ведь от ненужных трат и от их болезни страдает семья и партнеры по работе. Более подробно
об этом я рассказал в своей книге «Психологическая диета» (1993).
Благородный Лжец лжет из благородных побуждений. Часто мы можем наблюдать это в
семейно-сексуальных отношениях.
Одна моя пациентка 26 лет по совету врача (!) разыгрывала из себя страстную женщину,
испытывая при этом отвращение к сексуальным действиям. Она любила своего мужа, ценила за
его человеческие качества, заботливость, хорошие заработки и пр., т. е. формально брак
выглядел счастливым. Результат у нее возник истерический невроз, гастрит, колит и
фибромиома матки. Муж вынужден был ухаживать за ней и страдал от частого полового
воздержания. Когда я ей предложил все рассказать мужу, она с ужасом отказалась.
Я с ней согласился. Ведь ее супруг считал, что у него страстная жена, а он сам
великолепный мужчина, способный доставить любимой женщине райское наслаждение. Что
было бы, если бы он узнал правду? Он сразу почувствовал бы себя насильником. Но ведь он и
так страдал от болезней и истерик жены!
Подробней эта тема рассмотрена в главе III. К сожалению, ложь распространена
повсеместно. Довольно часто все воспитание сводится к обучению ребенка лгать. Вначале он
сопротивляется этому, но потом привыкает, ибо лгать безопаснее. Ребенок такой, какой он есть,
нам не нужен. И мы стараемся его подогнать под соответствующие образцы. Он вынужден нам
лгать, чтобы обеспечить себе безопасное существование, потом привыкает к этому, и
лицемерие становится его сутью. Все это называется «умение себя вести» или «умение держать
себя в руках».
Вначале ребенка учат скрывать свои чувства. «Что разнюнился, как девчонка! Я тебя
такого не люблю!». А ведь это говорят родители, которых он любит! Потом он перестает
замечать, что скрывает свои чувства. Мало того, когда возникают негативные чувства, лицо его
остается совершенно спокойным и приветливым. Так человек приучается играть роль
|