Михаил Ефимович Литвак: «Психологический вампиризм»
96
благополучной и сильной личности. К нему обращаются за помощью в те минуты, когда он сам
в ней нуждается.
Придя в кабинет врача, он рассказывает о своих неудачах с улыбкой. Это страшная
улыбка. Я уже научился видеть за ней глубокую личную драму. Благородные Лжецы, которые
нередко не могут плакать, кого обманывают? Прежде всего себя, а потом и близких.
Сдерживаемые чувства прорываются в самое неподходящее время.
Человека учат скрывать не только негативные, но и позитивные чувства. А что остается
делать? Ведь твои «друзья», если заметят твою радость, моментально постараются вывести тебя
из этого состояния. Прав был Ф. Ницше, который считал, что не соучастие, а сорадость создают
друга. У нас люди часто просто боятся сказать, что им хорошо, чтобы «не сглазили». Даже мне,
врачу, больные, которые ко мне хорошо относятся, боятся сказать, что им стало лучше. Но ведь
радость не в радость, если ее невозможно выразить и разделить с другими!
Человека учат скрывать не только чувства, но и мысли, желания и мотивы поступков. Его
заставляют просить прощения, хотя он не чувствует вины, радоваться, хотя в это время на душе
кошки скребут, выражать печаль, хотя в это время душа поет. В результате он думает одно,
чувствует другое, делает третье и начинает жить чужой жизнью. Формируется набор не только
ролей, но и масок, которые надевают на себя люди в процессе общения. Потом человек уже всю
энергию тратит не на собственное развитие, а на сохранение этих масок в целости и
сохранности.
На многочисленных мероприятиях, в которых нам часто приходится участвовать, по сути
дела демонстрируются роли и маски.
Дорогие мои читатели, я знаю, что вы пока еще не имеете своих машин и пользуетесь
городским транспортом. (Те, кто их имеет, мои книги не покупают. Интерес ко мне и к моим
исследованиям у них появляется тогда, когда они их теряют.) Присмотритесь к пассажирам,
которые едут с вами. Практически у всех на лице застыло выражение озабоченности. Они в это
время пытаются решать свои проблемы. Видно, что им плохо. Они как бы отрешены от
окружающего мира. Конечно, ничего путного они в это время не придумают, ибо они не «здесь
и теперь», а где-то в прошлом или будущем, где решения проблем нет. Тем не менее сейчас они
сами по себе, и хотя бы можно понять, что им плохо. Но вот они встречают знакомого. Тут-то
вы и сможете увидеть, как они входят в роль, которую привыкли играть, общаясь с данным
человеком, как они надевают соответствующую маску. Они даже могут вдруг стать внешне
привлекательнее, но это уже не они.
Невротичный человек не только не хочет отказаться от своих ролей и масок, но еще и
гордится ими! Он их постоянно совершенствует и бывает огорчен, если по каким-то причинам
не может сыграть свою роль или если маска вдруг с него свалится. Иногда он даже не знает, где
он и кто он. И мне в это время хочется крикнуть: «Люди, ау! Где вы? Кто вы? Ведь вы гораздо
лучше и красивее, и уникальнее, и ценнее, чем эти маски, которые вы на себя надеваете, и роли,
которые играете. Найдите себя!».
Но я не кричу не потому, что скрываю свои чувства, а потому, что просто перестал ходить
на демонстрации этих ролей и масок и организовал КРОСС. Приходящие к нам уставшие и
больные люди с нашей помощью отказываются от играния ролей и снимают маски, а
высвободившуюся энергию используют для личностного роста.
А это становится возможным, когда человеку удается избавиться от неосознаваемой лжи,
забирающей всю энергию, которая должна идти на творчество и созидание.
12 Вампиры внутри нас (аутовампиризм)
Мой рассказ о психологическом вампиризме был бы неполным, если бы я не рассказал,
как человек съедает самого себя. Эта история уходит в глубокое детство. Весь процесс
воспитания является процессом привития определенных правил (принципов, наставлений),
которые потом начинают съедать человека, если он слепо следует им.
Фактически мы находимся в прокрустовом ложе писаных и неписаных правил. Мало того,
мы так привыкаем к ним, что принимает их за свою суть. И думая, что живем для себя, на
|