Система предписаний, формального регулирования отношений
существующая в настоящее время, имеет по крайней мере два недостатка. Во-
первых, она далеко неполна, охватывает не все стороны общественной жизни, в
результате чего многие аспекты остаются не отрегулированными и формируются
стихийным образом. Во-вторых, формальные предписания не охватывают даже
основных форм жизни-деятельности и, соответственно, не могут влиять на
основные формы социальных отношений. Так, например, часто бывает не
отрегулированной система отношений в области материального вознаграждения (в
частности, зарплата, премия и пр.). В результате люди, получая деньги не за труд, а,
скажем, за время, создают такой тип социальных отношений, который не
определяет ни качество, ни сроки выполнения работы. Более того, могут возникать
и культивироваться такие отношения, которые направлены на срыв работы,
например, для того, что-; бы осталась необходимость работы в выходные дни с
двойной оплатой. Таких искажений, а точнее неправильно построенных типов
социальных отношений, порожденных различными формальными документами,
направленных на решение не основной, а побочных задач, весьма много. Их так
много, что приходится констатировать полное нарушение объективных законов,
регулирующих социальные отношения, и построение законов, которые
противоречат интересам уже всех социальных групп коллектива. Это в принципе и
привело к так называемому застойному периоду, но этот тип социальных
отношений по существу остается и сегодня.
Если система документов на предприятии направлена на регулирование
социальных отношений таким образом, что работник чувствует себя не активной
созидательной силой, а только исполнителем чужой воли в жизни предприятия, то
Этот тип социальных отношений направлен на поддержание административной
системы отношений, которая полностью или по большей части не отвечает
интересам человека. Примеров можно привести много.
В-третьих, имеющаяся система предписаний, как правило, не поспевает за
изменением объективной реальности и остается консервативной, устаревшей. Эти
документы чаще всего разрабатываются не специалистами, делаются быстро и
плохо, к тому же моментально устаревают. А поскольку за ними как за системой
никто специально не следит, не проводит их в соответствие с реальным
положением дел, то по большей части они остаются неработающими или
малоэффективными. Если уж основные законы в трудовом законодательстве не
пересматривались десятилетиями, то стоит ли говорить о различных документах,
принятых министерствами, ведомствами, предприятиями! Даже система
определения зарплаты, по существу, оставалась неизменной несколько десятков
лет.
Разумеется, речь не идет о том, чтобы регулировать каждый шаг и вздох
человека на предприятии или дома. Но должно быть оптимальное сочетание, так
сказать, основных неофициальных законов и законов, фиксируемых в
официальных документах. Более того, они должны органично дополнять и
обусловливать друг друга. Кроме того, формальные документы определяют только
те отношения, только тот тип социальных отношений, которые призваны решать
строго определенные, обычно, частные задачи. И они могут быть успешно решены,
если эти формальные предписания соответствуют движению объективной
|