реальности, т. е. в конечном итоге интересам человека. В этом плане неписанные
законы оказываются барометром, который показывает, что принимаемые
документы не отражают интересов человека, и тогда начинают вырабатываться и
действовать новые неписанные законы. Они всегда актуальны, объективны и
поэтому всегда истинны, по крайней, мере в своей сути. Так, например, система
планового ведения хозяйства, которая была в стране и соответственно, вся система
предписаний действий предприятий и коллективов не отражала объективный
характер отношений людей в реализации своих интересов. Навязываемая им
система отношений была чужда их интересам, поскольку не удовлетворяла их
потребностей. Поэтому практически все социальные группы вырабатывали свои
неписанные законы, регулирующие социальные отношения, прежде всего, в
области экономики, производства, потребления и распределения и т. д. Так, если
человек желает достать модные ботинки, то он это делает не в соответствии с
предписанной системой социальных отношений (купить в магазине), а в со-
ответствии с системой неписанных законов (купить из-под прилавка). И
фактически эти две системы социальных отношений находятся в постоянном
противоречии. Но задача формальных документов, как уже говорилось, состоит в
оптимизации системы социальных отношений в том направлении, чтобы они
отвечали интересам людей и тем самым находились в тесной взаимосвязи с
неписанными законами.
Социальный проект это, по существу, создание такой системы, такого
пакета формальных предписаний, которые регулировали бы социальные
отношения на конкретном предприятии и для решения конкретной задачи, отвечая
интересам, потребностям каждого человека, всех социальных групп. Эта задача
практически не разработана. Но зато имеется целая серия наработанных
документов, которые по сути дела выполняют эти функции. Практика социального
управления, и в том числе социологическая, показывает, что если эти документы
правильно, грамотно разработаны, это может дать и большой социальный эффект.
Социопроект по сути дела представляет собой концептуальную разработку
организации некоторой социальной общности. В этом плане социопроект,
разработанный для всей системы, выражает закон поведения своих элементов. Так,
если вышел приказ, запрещающий нарушать трудовую дисциплину и
предписывающий беспрекословно слушаться начальство, то это положение
выступает как некоторый общий закон, регулирующий поведение всех членов
группы. Не выполняющий этот закон вынужден покинуть данную социальную
общность. А поскольку человек может существовать в какой-то социальной сообщ-
ности, и если при этом во всех социальных сообщностях приняты примерно
одинаковые принципы регулирования социальных отношений, то он вынужден или
принять эти законы и остаться, или постоянно менять социальные группы
(например, переходить с работы на работу), или незаметно саботировать этот и
другие не нравящиеся ему законы. Последнее
делается постоянно, если закон
сформулирован неправильно, не адекватен интересам членов социальной
сообщности. Поэтому задача состоит в том, чтобы таким образом сформулировать
социальные документы, регулирующие поведение членов группы, чтобы они были
адекватны интересам людей, а значит, направлены на формирование объективного
типа социальных отношений.
|