экономических формаций
10
, явилось, по существу, грубой методологической
ошибкой. Поэтому истмат и стал малопонятным симбиозом общей марксистско-
ленинской философии и общей социологии и неприемлемым для социологов как
теоретиков, так и практиков.
2. Научный коммунизм, раскрывающий общие закономерности построения
социализма и коммунизма, социалистического и коммунистического общества, мог
бы в принципе стать некоторой общей социологической теорией, если бы
концепция социализма и коммунизма, разработанная и принявшая окончательное
оформление еще в 3040-е годы, была адекватна действительности, если бы
научный коммунизм не превратился бы в схоластическую и догматическую науку,
если бы не утратил своей способности к саморазвитию и при многих других
«если». И сколько бы социологов не призывали творчески использовать научный
коммунизм в своих исследованиях и выводах, творчески они не могли этого
сделать, поскольку воочию, по результатам своих исследований, видели его
нежизнеспособность и даже вред для своей развивающейся науки.
3. Только социология стала реально заниматься реальным социализмом и
реальным обществом, пытаясь выявить социальные законы развития общества,
исследуя их своими, социологическими методами.
Но, оставаясь официально и по большей части в действительности только
прикладной дисциплиной, решить глобальную проблему построения
социологической теории общества и своей собственной теории во всей жизненной
полноте социологам было весьма трудно, если не сказать, непосильно.
Возможно неискушенному читателю все рассказанное нами покажется
излишним, скучным и ненужным. В самом деле, какая разница, включается ли
социология в исторический материализм или в научный коммунизм или остается
самостоятельной наукой? Но в том-то и дело, что любая наука может быть наукой
только в том случае, если она органично вписывается в некоторую общую систему
знания и имеет свой предмет. Не найдя своего предмета или, того хуже, потеряв
его, социология перестает быть самостоятельной наукой и в лучшем случае.
становится частью какой-то другой, «целой» науки. Но еще хуже, если это целое не
отвечает истинным потребностям ни научного изучения общества, ни истинным
потребностям самого общества. Социология стала частью научного коммунизма,
но не в изучении общества (в этом аспекте научный коммунизм стал частью
социологии), а в изучении и развитии концепции социалистического общества, что,
как мы видели, не одно и то же. Сейчас стало очевидным, что концепция со-
циализма, разработанная на первых этапах развития социалистического общества,
утвердившаяся в сталинские времена и с тех пор не претерпевшая практически
никаких изменений, нежизнеспособна. Проводя социологические исследования,
социологи получали кучу материалов, доказывавших это, они давали не общие
рассуждения о преимуществах социализма, как это делалось во всех общественных
дисциплинах, в том числе и в научном коммунизме, а демонстрировали их
иллюзорность, вскрывали не только разночтения и расхождения, но и вопиющие
противоречия, за что им приходилось платить сполна и по всем счетам. Но то, что
социология как часть научного коммунизма вынуждена была работать именно в его
10
Философский энциклопедический словарь М., 1983. С. 228.
|