об обществе, то тогда, чем она отличается от других общественных дисциплин,
например, экономики, демографии, политики, истории, права и пр., которые также
изучают общество?
Попытались по аналогии с другими общественными науками определить
специфическую область социологии в общественном целом. Попробовали другой
подход, если экономика изучает проблемы производства и распределения, право
развитие и функционирование законов, демография демографическое поведение
населения и т. д., то социологию предлагали определить как науку о потребностях
и интересах. Высказывалось мнение, что социология это наука о социальном
управлении и прогнозировании. Были и утверждения, что социология должна
заниматься только изучением общественного мнения или социальными системами.
Некоторые авторы сводили социологию только к методике и технике
социологического исследования, против чего все социологи дружно восстали,
заподозрив, что такое сужение предмета социологии, превратит ее в подсобную и
техническую дисциплину. Как-то один студент, отвечая на экзамене, сказал, что
социология это наука о людях. Тоже правильно.
В принципе эти и многие другие частные определения предмета социологии
и области ее интереса, не противоречили определению предмета социологии,
приведенному выше, но только на сей раз внимание акцентировали на второй его
половине: на социологии как науке об отдельных социальных институтах и
социальных явлениях. В общем такой подход возможен. Во всяком случае многие
из указанных областей общественного бытия не попадали в поле зрения
общественных наук и оставались, так сказать, беспризорными, что не мешало им
играть важную роль в обществе, имея «сквозной характер», как например,
общественное мнение.
Но вдруг в социологии стали твориться непонятные вещи. Социология
начала проникать в те области общественной жизни, которые исконно считались
сферой интересов других дисциплин. Появились термины промышленная,
индустриальная социология, социология образования, социология личности. Затем
появились социология политики, общественного мнения, социология города и
деревни. В последние годы укрепились совсем необычные словосочетания типа
социология покупателя, социология рекламы, социология костюма,
наконец, эко-
логическая и экономическая социология. Социология находила все новые области
применения, например, в журналистике, истории, праве, киноискусстве, театре, в
целом в искусстве и т.д. Наверное, уже трудно найти такую область социального
бытия, где социологи не предложили бы своих услуг.
В начале 80-х годов я читал в МГУ им. М. В. Ломоносова лекции по
методике и технике и по основным направлениям развития социологии. Таковых,
более или менее развитых, тогда я насчитал около семидесяти. Вот только
некоторые из них.
1. Социология коммунистического воспитания
2. Социология образования
3. Социология села
4. Социология города
5. Социология национальных отношений
6. Социология религии
|