инициативу и т. д. Соответственно, социологи вышли на узловой момент, который
определяет всю структуру деятельности социальной группы на систему
взаимоотношений людей и социальных групп или социальные отношения.
Правда, для заводских социологов осознание важности изучения
социальных отношений первоначально проявилось в исследованиях
межличностных отношений, морально-психологического климата в коллективе.
Идея оказалась простой, но довольно продуктивной. Исследования показывали, что
чем лучше отношения в коллективе, тем лучше человек работает, и если
отношения между членами коллектива плохие, а тем более конфликтные, тем хуже
рабочие трудятся и, соответственно, ниже эффективность труда всего
подразделения. Отношения дружбы, симпатии, взаимодоверия вот основные
характеристики хорошего микроклимата в коллективе. Но социологам еще пред-
стояло понять, откуда появляются дружба и симпатия, вражда и конфликты. Они
только увидели, насколько важны эти отношения для работы и что их можно
определенным способом регулировать, в основном специальным подбором людей,
симпатизирующих друг другу. И этого чаще всего оказывается достаточно, чтобы
какое-то, правда, довольно короткое время, подразделение начало хорошо
работать. С удивительной закономерностью примерно через полгола, опять
образуется та система отношения, которая является естественной для любого
коллектива, т. е. система симпатий и антипатий, конфликтов и противоречий.
Естественным путем возникают отношения, которые определяются системой более
общего порядка. Уже потом было понято, что отношения дружбы и симпатии
есть выражение более сложной системы отношений.
Обнаружив это, социологи, пошли дальше и в серии исследований
нащупали и проверили еще одну систему производственных отношений, а именно
отношения между руководителями и подчиненными как двумя социально-
профессиональными группами. Оказалось, что здесь кроме отношений чисто
дружеских или деловых, имеются и другие отношения, например, политические. В
данном случае имеются в виду отношения взаимной ответственности и наличие не
только обязанностей друг перед другом, но и прав, а соответственно, и разделение
полноты власти. Понимая насколько важны для работы предприятия отношения
между этими группами, социологи стали активно исследовать, прежде всего,
уровень доброжелательности и доверия между ними, содержащий в себе всю или
достаточно полную совокупность действий по отношению друг к другу. Например,
забота администрации об условиях труда и быта рабочих, включение последних в
управление производством и общественными делами, активное их участие в
общественной жизни, компетентность руководства и профессионализм рабочих и т.
д. все это позволяло определить в свою очередь характер и уровень взаимной
ответственности. Если этот уровень достаточно высок, то задачи предприятия
решаются успешно, если же отношения конфликтные, то и общие задачи решаются
плохо или совсем не решаются.
Исходя из этого, социологи выработали целую серию рекомендаций,
которые позволили успешно решать эти проблемы. Например, исследования
показывали, что напряженность между администрацией и рабочими часто
возникает в результате недостаточной информированности последних о
деятельности руководства. Нередко именно из-за этого возникают слухи и
|