социальном объекте. Изучая социальное бытие, его отдельные аспекты, процессы,
явления и пр. посредством социальных отношений, человек получает
подтверждение или неподтверждение своего концептуального знания и в
соответствии с этим начинает действовать, т.е. вступать в определенные
социальные отношения и производить тем самым и новое общественное сознание и
новое социальное бытие.
Социология как наука это результат осознания человеком той социальной
действительности, посредством которой он может изучать, исследовать другую
социальную действительность, осознание ее в концептуальном виде как
возможность для познания другой социальной действительности.
Но поскольку это всегда определенная социальная действительность,
например, общество, социальные отношения и т.д., постольку получается
определенная область социальной деятельности человека, которая и получает свое
наименование, обозначение в определенной знаковой системе, которой располагает
общество. Отсюда и происходит, что любая наука - это наука о чем-то, а самой
науки как будто нет. На самом деле имеется отражаемая в сознании человека, в
концептуальном виде, объективная реальность, которая как прошлое знание
является известной социальной действительностью и посредством которой человек
исследует ту же, но неизвестную объективную реальность.
Таким образом сама по себе социология, как некоторое знание человека о
социальном мире, для человека и общества выступает только как инструмент,
усиливающий познавательные возможности, делающий его более точным,
глубоким, адекватным объективной реальности. Так же, как человек усиливает
свои физические возможности, используя машины или усиливая с помощью ЭВМ
свои счетные и аналитические возможности, выступающие только как прошлое, но
в данном случае материализованное в специфической объектной форме знание
человека. Точно так же, прошлое знание человека материализуется в
специфической форме общественного сознания, в книгах и прочих фиксированных
матрицах. Человек познает мир только посредством другого человека и
результатов его деятельности.
Сама по себе социология, в той ее сегодняшней, принятой в литературе
интерпретации, равным счетом ничего не дает, .ничего не познает и не создает
никаких материальных или познавательных ценностей. Так же, как любая машина
без человека представляет собой только груду железа. Только посредством
человека она приобретает какой-то смысл, и именно тот смысл, который в нее
вложил человек, и только тот смысл, который она может иметь как специальный
метод . познания и преобразования мира.
Не социология изучает социальное бытие, а человек посредством
социологии, т.е. посредством некоторого прошлого концептуального проверенного
и истинного знания о социальном бытии, изучает новое социальное бытие и с
помощью этого рождается новое знание.
Фраза «социология изучает общество» в принципе верна, если под ней
понимать то, что сказано выше, иначе она превращается в самосуществующий и
самодавлеющий феномен без познающего человека. Более того, сам человек
становится только инструментом для социологии. Это примерно так же, как и в
технике, когда начинают фетишизировать машины, превращая человека в ее
|