ИССЛЕДОВАТЬ МОЖНО ТОЛЬКО ТО, ЧТО
ИЗВЕСТНО
Но, когда мы говорим, что социология изучает социальные отношения, мы
оказываемся так же далеки от ответа, что такое социология, как и тогда, когда
называли социологию наукой об обществе. И вот почему. Здесь возникает
интересная вещь.
Когда мы говорим, что социология это наука о..., то строго говоря, речь
не идет о предмете социологии, а о том, что изучает социология. Так, когда мы
говорили, что социология это наука об обществе, то под этим мы
подразумевали, что есть некоторая дисциплина, которая изучает общество. И не
более того. И мы опять вернулись к тому вопросу, с которого начали, а именно
что же является собственно социологией, ни на грамм не продвинувшись вперед. И
чтобы мы не назвали из того, что изучает социология, все будет верно и все будет
неверно, ибо она и в самом деле все изучает, но это не даст нам возможности
понять, что она представляет сама по себе. Получается, что мы никогда не сможем
сказать, что социология это..., поскольку мы всегда будем говорить о том, что
социология это наука о... .
Ответ на этот вопрос лежит в другой плоскости рассуждений. Любую
социальную действительность можно изучать посредством другой социальной
действительности, и только так, и никак не иначе. Другого пути нет. И изучать
можно только такой действительностью, которая сама по себе и в достаточной
степени понятна и изучена.
Но если какую-либо действительность можно изучать посредством другой
социальной действительности, а ту, в свою очередь, можно познать посредством
следующей социальной действительности, то здесь возникает порочный круг.
Таким образом мы никогда не достигнем конечного знания, поскольку
последовательность требующихся знаний действительностей оказывается
практически бесконечной и в результате мы никогда не достигнем исходного
знания и в принципе знание оказывается невозможным.
Значит, нужна такая универсальная действительность, посредством которой
возможно разорвать этот порочный круг и выйти на последовательный процесс
познания. Такой познанной социальной действительность может выступать только
прошлое знание человека и человечества, которые мы можем взять вне системы
взаимосвязи объективного мира и с ее помощью познать этот мир и любую его
частичку, любой объект. Это наша человеческая уникальная возможность кон-
цептуального построения мира на основе познанной прошлой действительности.
Мы изучаем мир только посредством нашего прошлого знания и только путем его
конструирования в своем сознании.
Парадокс заключается в том, что социология, беря социальные отношения
как предмет своего внимания, исследует их так же посредством социальных
отношений, но уже не актуальных, а выступающих прошлым знанием человека и
человечества. Сам по себе процесс изучения становится результатом социальных
отношений и частичкой социального бытия. Но использует человеческое сознание,
это прошлое знание только в форме концептуального представления об изучаемом
|