Так, например, экология затрагивает и правовую, и экономическую, и
политическую, и нравственную, и демографическую стороны нашего общества.
Она и в самом деле изучает все эти аспекты, но только через свой предмет, а
именно отношение с окружающей средой и благодаря этому строит экологическое
общество и изучает общество целиком. Но и свой предмет, т.е. отношение с
окружающей средой, можно понять, если экология будет рассматривать свой
предмет в связи со всеми сторонами развития общества, ибо в отношении к
окружающей среде сосредоточен весь мир, все общество, так же как общество
содержит в себе проблему экологии как явление. Понять их можно только
рассмотрев одно через другое. Но пока еще никто не додумался назвать экологию
основной обществоведческой наукой, как это случилось с экономикой. Ее
поставили в центре, сделали основой всего общества, всех общественных
отношений и само общество в целом во всем его многообразии предстало
синонимом экономического общества. Логика рассуждения та же.
Производственные отношения и в самом деле оказываются связанными со всеми
сторонами общественной жизни: и с политикой, и с демографией, и с правом,
труднее назвать область общественной жизни, где бы их не было, но это еще не
дает основания, исходя из вышесказанного, говорить об экономических
отношениях как единственной сущности общества. Произошла подмена понятий.
Под обществом в целом стали понимать взаимосвязь экономических отношений с
другими социальными явлениями.
Тоже самое произошло и с философией. Только совсем недавно кончились
споры о философии как науке наук, предметом которой является все на свете и
которая диктует свои правила игры на чужом поле и гуманитарным, и
естественным дисциплинам. Прошло немало времени, прежде чем поняли, что
философия не диктует законов развития общественным и тем более естественным
наукам, что ее предметом является своя и строго определенная часть
общественного бытия, а именно наиболее общие законы мышления. Хотя и сегодня
можно наблюдать, как философы пытаются определять эти законы как всеобщие
для социологии, хотя уже ясно, что у них различные сферы исследования.
Примерно то же произошло с социологией, которая долгое время
рассматривалась, о чем уже говорилось, как такая общественная дисциплина,
которая изучает общество в целом, в результате чего и родилось представление о
ней как комплексной науке, в отличие от других общественных дисциплин,
которые рассматривают только отдельные стороны общественного бытия. Но
сделать предметом внимания социологии все общество, общество в целом,
означает приписать ей знание всех специальных общественных дисциплин, что
сразу же исключает ее как специальную науку. Это равнозначно тому, что меди-
цину или психологию объявить наукой о «человеке». Социология, действительно,
изучает все общество, но только через свой предмет, через свою область
социального бытия, сферу социальной действительности, т.е. через социальные
отношения. Социология это наука о наиболее общих законах развития и
функционирования социальных отношений. И через эти законы социология
рассматривает и все общество.
|