Navigation bar
  Print document Start Previous page
 43 of 119 
Next page End  

Но явно о социальных отношениях как социологической категории, как о
предмете или, точнее, как о возможном предмете и объекте социологии,
заговорили недавно. Вернее, как объект социологии, социальные отношения давно
были в практике социологических исследований, да и в теории социологии, но как
о предмете социологии, о них заявили только в последнее время.
КАКОЕ ОБЩЕСТВО ИЗУЧАЕТ СОЦИОЛОГИЯ?
Обращение к социальным отношениям как предмету социологии, стало
поворотным моментом в становлении теории социологии. Убрав из
терминологического словаря и понятийного аппарата «общество» как таковое,
социологи ликвидировали яблоко раздора, и тем самым размежевались с другими
общественными науками, но в тоже время сохранили содержание
обществоведческой дисциплины, т.е. дисциплины, которая изучает общество.
Но здесь возникает резонный вопрос: «Изучает ли социология общество,
если она сосредотачивает свое внимание на такой узкой проблеме, как социальные
отношения, которые, конечно, являются социальной объективной реальностью
всей общественной системы и соответственно общества? Не превращается ли она
таким образом в некоторую частную науку, исследующую только какие-то
отдельные аспекты общества»? Это те же самые вопросы, о которых мы уже гово-
рили, и тот же заколдованный круг, в котором столько лет вращаются социологи.
Обращение к социальным отношениям как к предмету социологии вроде бы не
решает этих вопросов. На самом деле, решение здесь имеется, только лежит оно в
другой плоскости, в системе понятийного определения изучаемой объективной
реальности.
Прежде необходимо сказать, что «общество» в рамках социологического
знания это всего лишь абстракция, социологическая категория, удобная для
размышления. Общества вообще не существует, общество всегда конкретно,
всеобще только понятие. Когда мы говорим об обществе как предмете различных
общественных наук, мы имеем в виду множество обществ, как множество миров.
Почему мы и говорим: экономическое общество, правовое общество, политическое
общество, историческое общество и т.д. В этом понимании мы можем говорить и о
социологическом обществе.
Если взять в качестве объекта исследования какое-то явление как часть
мира, то его можно понять только тогда, когда через него можно будет рассмотреть
весь мир, всю действительность. И мир в целом можно понять, когда он будет
рассмотрен через какое-то, в принципе любое конкретное явление как объект
исследования. Все содержится во всем. Ни одно явление не существует вне других
явлений и вне мира в целом, как и общество в целом не существует вне
конкретного. Конкретное не только частичка мира, оно весь мир в частичке, и мир
только часть этого явления.
Предметом любой обществоведческой дисциплины является не общество
вообще и не кусочек общества, а все общество, но только рассмотренное через свой
предмет, через свою область социальной действительности. Мы видим общества
всегда в том определенном ракурсе, который нас сегодня интересует, который
продиктован необходимостью решения насущных задач.
Hosted by uCoz