особенности его поведения или же другими словами, иметь представление о
траектории его движения, что позволяет определить свои действия и свою
траекторию движения относительно данного человека как объекта. Но точно так же
поступает и объект или другой человека. Для него определить свои действия отно-
сительно меня как субъекта означает понять мою концепцию движения.
Понятно, что если концепция окажется неверной, то ее придется перестраивать или
разрабатывать новую. Так, рыжий человек, вызвавший при первом знакомстве в
качестве рыжего определенную симпатию, в дальнейшем оказался
препротивнейшим человеком. Соответственно, мои действия по отношению к нему
кардинально изменятся.
Действия объекта и мира в целом
есть поле деятельности субъекта и
средство его существования. Понятие «средство» используется в данном случае в
предельно широком смысле и как энергетическое, и как информационное.
Новорожденный ребенок имеет только генетический код реализации той
социальной программы, которая будет ему передана родителями, действия которых
являются полем и средством для его физической реализации и социализации.
Робинзон мог выжить на необитаемом острове только потому, что он
пользовался ресурсами, созданными прошлыми действиями людей и выступающее
как его прошлое знание. Ребенок вряд ли сможет один выжить и тем более
социализироваться.
Но, как мы уже говорили, мир постоянно меняется. Для того, чтобы
успешно действовать, т.е. потреблять, созданные другими людьми, ресурсы,
человек должен знать актуальные законы изменения мира. И то, что вчера было
ценным, сегодня, а тем более завтра, может стать непригодным для использования.
А это ставит под угрозу существование человека.
Концепция, выработанная субъектом, всегда несет в себе только долю,
большую или меньшую, объективного знания. Это обусловлено той
принципиальной особенностью концепции, что она всегда прошлое значение. Как
только концепция возникла, она сразу же приобретает . статус прошлого знания.
Это, конечно, не значит, что ею нельзя пользоваться. Каким бы оно далеким
прошлым не было всегда содержит определенную долю объективности, истинного
знания. Чем больше общность концепция по отношению к субъекту, например,
концепция общества, тем консервативнее это знание и тем дольше оно остается
актуальным. Чем меньше общность концепции, например, концепции частного
действия человека, тем быстрее ока устаревает и сменяется. Но действия объекта
по отношению к субъекту всегда актуальны и всегда истинны, как истинна любая
объективная реальность, только потому, что она есть, хотя действия объекта по
отношению к субъекту всегда основывалось на прошлом знании и возможно на
довольно сильно устаревшей концепции. Для того, чтобы субъекту действовать и
существовать, он должен всегда иметь концепцию действия объекта, а для этого он
должен всегда актуально взаимодействовать с ним.
Но возможность взаимодействия обусловливается не только субъектом, но и
объектом, т.е. не только концептуальным пониманием действий объекта, но и
концептуальным пониманием объекта действий субъекта. Для того, чтобы объект
мог действовать на поле субъекта, он так же должен познать траекторию действия
субъекта. И тот, и другой выработают собственную концепцию относительно
|