действий друг друга. Если эти концепции оказываются правильными, то образуется
единая общая и субъекта, и объекта концепция действий по отношению друг к
другу. Особенность этой общей концепции заключается в том, что она построена
на основе прошлого опыта и субъекта, и объекта и на основе актуального движения
и того, и другого. Такая концепция становится уникальным явлением, поскольку
выступает как закон и как условие действий и субъекта, и объекта. Будучи
порожденной обоими, данная концепция подчиняет их действия и приобретает
самостоятельное существование. Другими словами, знание движения объекта
становится моим законом моего движения, моих поступков. Знание объекта о
движении субъекта становится его законом движения. Таким образом,
приобретенное, а вернее выработанное концептуальное знание становится
собственностью и субъекта, и объекта и возможностью их действия,
концептуальное знание становится общим знанием и общим законом
концептуальных построений отношений друг с другом. Потребность во
взаимодействии есть потребность в потреблении результатов деятельности
объекта или субъекта, которая одновременно становится и полем его деятельности.
Взаимодействие это потребление результатов деятельности друг друга для
решения каждый раз своей собственной задачи и тем самым реализации их общей
задачи. Общее есть осмысление актуальной действительности, выраженное в
новой концепции. Результатом становится возможность для действия субъекта и
объекта как новое поле их деятельности.
Но возможен и другой вариант. Поскольку процесс выработки
представления о движении объекта, выраженный а концептуальном знании,
основан, как уже говорилось, на прошлом знании, то данная концепция может
быть и неверной. Это означает, в свою очередь, что субъект не может
прогнозировать действия объекта, значит, не может осуществлять и свою
собственную деятельность. В этом случае, естественно, будут отсутствовать и
возможные ресурсы для обеспечения жизнедеятельности субъекта.
В этом случае субъекту придется строить новую концепцию, правильно
объясняющую действия объекта. Происходит постоянный выбор человека между
предпочтением существующей концепции и постоянно изменяющейся
объективной реальностью. То, что является достоянием человека и принципом его
существования, т. е. система понятийного отражения и построения отношений с
объективным миром, в то же время является и самым уязвимым местом, его
ахиллесовой пятой. Любая концепция как отдельного человека, так и всего обще-
ства существенна, поскольку описывает объективную реальность, т. е. все то, что
существует вне человека, обобщенно и концептуально отражено в понятиях. Но в
тоже время она содержит в себе в обязательном порядке возможность неистинного
знания.
Концепция развития общества, выступающая а виде общественного
сознания, и социальное бытие, т. е. то, что существует вне общественного
сознания, как актуальная реальность, выступают по отношению друг к другу как
два самостоятельных образования, которые не имея возможности существовать
отдельно друг от друга, постоянно находятся в состоянии противоречия и
противоборства, что и обусловливает прогрессивное развитие как того, так и
другого. Разрешение этого противоречия каждый раз происходит в результате
|