концепцию своего развития или другими словами, являются концептуально
образованными, ибо без концепции ни субъекта, ни объекта нет и не может быть.
Любое социальное образование, человек, группа или некоторая социальная
совокупность не могут существовать без концепции своего развития как своего
общественного сознания. Но любая концепция это совокупность по иерархии
некоторых частных концепций: входящих а нее в качестве элементов. Последние в
свою очередь также представляют собой некоторую совокупность более частных
концепций как структурных элементов и т. д. В принципе это может продолжать и
в ту, и в другую стороны до бесконечности, но мы всегда останавливаемся на
каком-то уровне концептуальной общности, на том уровне, который позволяет
решать нам свои задачи.
Понятно, что это может быть любой уровень концептуальной общности и
социального образования. И с другой стороны, коль данная социальная
совокупность может образовать свою концепцию развития, значит она уже
выступает как некоторое цельное и самостоятельное образование. Так, если какая-
то группа людей, заявила о себе как о партии и представила программу действий,
ее сразу воспринимают как некоторое цельное и самостоятельное образование и
только таким образом с ней и имеют дело. Но имеют дело не с партией в целом, а
только с концепцией ее развития, выразителем которой являются, как правило, ее
руководящие органы. Еще раз повторим, что субъектом, так же как и объектом
может быть в принципе любое социальное образование. Но таким оно может быть
только в том случае, если субъект (объект) является концептуальным
образованием. В отношения вступают только концептуальные образования.
Понятно теперь, что в качестве субъекта и объекта может выступать человек
социальная группа или общество в целом. Например, человек как субъект вступает
во взаимодействие с обществом как с объектом, так же как общество в качестве
субъекта может вступать во взаимодействие с каждым отдельным человеком в
качестве объекта. И это происходит до тех пор, пока существуют такие
концептуальные образования как общество и человек. Если общество теряет свою
концепцию развития, что и произошло с нашим бывшим социалистическим
обществом, то никто с ним не будет вступать во взаимодействие. Оно неспособно
что-либо дать и стать основой для новых концептуальных образований и тем
самым для прогрессивного развития как субъекта, так и объекта.
Как видно, здесь опять с неизменностью воспроизводится система
отношений субъекта и объекта как атомарных. Только в данном случае под
субъектом и объектом понимается не один человек, а некоторое новой
образование, любая социальная общность, имеющая свое концептуальное
осознание. И опять с необходимостью воспроизводится принцип взаимодействия
двух объектов. Они создают третий объект, выступающий таким новым
образованием, который включает оба объекта и который как самостоятельный
объект вступает во взаимодействие с другим таким же образованием или объектом,
и так до бесконечности.
Определяя в качестве предмета социологии социальные отношения,
социологи выходят и на свою клеточку, свой атом, на ту универсальную единицу,
которая является основой социального сущего. Какую бы область социального
бытия не взяли, мы обязательно найдем социальные отношения субъекта и объекта,
|