Navigation bar
  Print document Start Previous page
 57 of 119 
Next page End  

концепцию своего развития или другими словами, являются концептуально
образованными, ибо без концепции ни субъекта, ни объекта нет и не может быть.
Любое социальное образование, человек, группа или некоторая социальная
совокупность не могут существовать без концепции своего развития как своего
общественного сознания. Но любая концепция — это совокупность по иерархии
некоторых частных концепций: входящих а нее в качестве элементов. Последние в
свою очередь также представляют собой некоторую совокупность более частных
концепций как структурных элементов и т. д. В принципе это может продолжать и
в ту, и в другую стороны до бесконечности, но мы всегда останавливаемся на
каком-то уровне концептуальной общности, на том уровне, который позволяет
решать нам свои задачи.
Понятно, что это может быть любой уровень концептуальной общности и
социального образования. И с другой стороны, коль данная социальная
совокупность может образовать свою концепцию развития, значит она уже
выступает как некоторое цельное и самостоятельное образование. Так, если какая-
то группа людей, заявила о себе как о партии и представила программу действий,
ее сразу воспринимают как некоторое цельное и самостоятельное образование и
только таким образом с ней и имеют дело. Но имеют дело не с партией в целом, а
только с концепцией ее развития, выразителем которой являются, как правило, ее
руководящие органы. Еще раз повторим, что субъектом, так же как и объектом
может быть в принципе любое социальное образование. Но таким оно может быть
только в том случае, если субъект (объект) является концептуальным
образованием. В отношения вступают только концептуальные образования.
Понятно теперь, что в качестве субъекта и объекта может выступать человек
социальная группа или общество в целом. Например, человек как субъект вступает
во взаимодействие с обществом как с объектом, так же как общество в качестве
субъекта может вступать во взаимодействие с каждым отдельным человеком в
качестве объекта. И это происходит до тех пор, пока существуют такие
концептуальные образования как общество и человек. Если общество теряет свою
концепцию развития, что и произошло с нашим бывшим социалистическим
обществом, то никто с ним не будет вступать во взаимодействие. Оно неспособно
что-либо дать и стать основой для новых концептуальных образований и тем
самым для прогрессивного развития как субъекта, так и объекта.
Как видно, здесь опять с неизменностью воспроизводится система
отношений субъекта и объекта как атомарных. Только в данном случае под
субъектом и объектом понимается не один человек, а некоторое новой
образование, любая социальная общность, имеющая свое концептуальное
осознание. И опять с необходимостью воспроизводится принцип взаимодействия
двух объектов. Они создают третий объект, выступающий таким новым
образованием, который включает оба объекта и который как самостоятельный
объект вступает во взаимодействие с другим таким же образованием или объектом,
и так до бесконечности.
Определяя в качестве предмета социологии социальные отношения,
социологи выходят и на свою клеточку, свой атом, на ту универсальную единицу,
которая является основой социального сущего. Какую бы область социального
бытия не взяли, мы обязательно найдем социальные отношения субъекта и объекта,
Hosted by uCoz