Navigation bar
  Print document Start Previous page
 63 of 119 
Next page End  

социально-политической и экономической структуре общества. Так же, как каждый
человек содержит в себе историю биологического развития человечества, так же и
общество содержит в себе всю историю своего развития. В России, а затем и в
СССР, социальная общность имеющая низкий уровень культуры, стала воспроиз-
водить и соответствующий тип социальных отношений, сначала в области
экономики, затем в области политики, духовной жизни и т. д., существовавший до
капиталистической формации и получивший название «азиатский способ
производства», «азиатская формация», который был им наиболее близок и понятен.
И сегодня этот процесс не закончился. В период, так называемой
перестройки, когда на общественную арену стали выходить высококультурные и
высокообразованные люди (в советском правительстве, наверное, впервые за всю
его историю, появились академики) и когда они начинали создавать новый тип
социальных отношений, основанный на демократических принципах, прошлая
социальная общность не отказывается и не может отказаться от старого типа
социальных отношений и за фразеологией о перестройке постоянно воспроизводит
этот тип отношений и прежде всего в политической, социальной и экономической
областях.
«... Демократия сегодня наступает. И мы начинаем обольщаться первыми же
успехами: еще бы, мы привыкли видеть нашего противника львом, рычащим с
трибун и давящим людей танками, поэтому забываем, что у него есть обличие
лисицы. Мы даже еще не осознали, что именно нам противостоит,— нам кажется,
что фракция в руководстве или мафия казнакрадов, или в крайнем случае, часть
народа, привыкшая пить и воровать и не желающая работать «по-японски». В дей-
ствительности же нам противостоит способ производства, система древняя, но
чрезвычайно живучая, не раз доказавшая прекраснодушным либералам свою
способность к реваншу. И все остальное — произвол в судах, взятки, хлопковые
дефолианты, «Память», повороты рек — лишь внешние правления системы
внеэкономической эксплуатации. И сегодня главная задача этой системы —
выжить, приспособиться к новым условиям, замаскироваться, чтобы в нужный
момент нанести нам в спину внезапный и безжалостный удар»
20
. Реликтовые типы
социальных отношений очень живучи, они имеют большую приспосабливаемость,
в отличие от слабых ростков нового, прогрессивного.
Устойчивые типы социальных отношений зависят не только от общих и
частных интересов. Большую роль играет культурно-исторический фон. Более
того, в зависимости от этого по-разному складываются и развиваются типы
социальных отношений в той или иной областях жизнедеятельности людей.
Ленинградский социолог А. Баранов пишет: «Историзм, который предстоит не
просто ввести в описание изучаемого объекта, а как временной параметр в саму
методологию мышления, в гипотезы и концепции. Например, при анализе ценност-
ных ориентаций и отношений населения к экологической проблеме в нашем
исследовании было обнаружено, что исторический период в котором человек
формировался как личность, важнее любого из традиционных социологических
параметров — пола, возраста, профессии, дохода, семейного положения. И еще —
возрастные когорты населения крупного города не столько биологические,
сколько культурно-исторические характеристики. Однажды сформировавшись, они
                                                                
20
Смирнов И. История с историей.//Знание-сила.— 1989.— ¹ 6.— С. 95.
Hosted by uCoz