функции социологии намного шире, чем быть просто информационной системой,
методом получения информации.
Каким же образом можно использовать этот социологический метод в
системе получения информации? Вопрос неслучаен, потому что мало найти метод,
им надо уметь пользоваться. Вернемся в уютный кабинет директора и представим
себе такую редкую ситуацию, когда руководитель нашел пять минут времени,
чтобы подумать и задался вопросами: «Какие же социальные процессы в трудовом
коллективе протекают? О чем думают люди? Чем они довольны и недовольны? К
чему стремятся? Как же это в
конце-концов
влияет на производство?» Таких
вопросов много. Но задать вопрос намного легче (хотя и не так просто, как
кажется), чем получить на него ответ. Если руководитель поймет, что эта
информация необходима ему для управления, то он задаст себе еще один вопрос:
«А как получить мне эту информацию?» И начнет перебирать в уме те методы
сбора информации, о которых уже говорилось, прикинув, сколько это займет
времени, сил, а представив себе всю сложность получения такой информации,
махнет рукой. как он всегда это делает или...?
Или найдет квалифицированного социолога, который, используя свои
методы сбора и обработки, и анализа информации, предоставит ему всю или почти
всю интересующую его информацию. Иначе говоря, как только у руководителя
возникает потребность Б какой-то социальной информации, он мажет нажать
кнопку, вызвать заводского социолога и дать ему задание, скажем, выяснить, как
рабочие относятся к мероприятию, выработанному администрацией, а
соответственно, как будут и будут ли претворять его в жизнь. Или, например,
почему молодые рабочие не проявляют должной социальной активности, или как
рабочие оценивают своего руководителя, его личностные и деловые качества и т.д.,
и т. п. Если только руководителя заинтересовало мнение рабочих, ИТР, служащих,
их отношение к чему-либо, то это может стать областью деятельности
социолога.
Если, конечно, руководителя интересуют эти процессы. Нередко же бывало, что.
Пригласив на работу социолога, руководство не знает, чем его занять, какую ему
работу поручить, да и сам социолог не всегда находил место в системе управления
предприятием. Конечно, здесь несколько упрощены функции заводской
социологии. Я хочу только сказать, что в новых экономических условиях
руководителю предприятия будет трудно обойтись без социолога.
Что делает социолог? После получения задания он разрабатывает анкету,
опросный лист, бланк интервью или, иначе говоря, методику исследования,
проводит по специальной схеме выбор интересующего его контингента
работающих или, иначе говоря, объектов наблюдения и по специальным правилам
проводит опрос. Я не случайно постоянно употребляю слово «специальный»:
специальная методика, специальные схемы выборки, специальные правила опроса,
этим хочу подчеркнуть, что социолог делает эту работу по специальным правилам.
Даже самый элементарный вопрос, который в разговоре можно задать, не
задумываясь, в анкете, если его неправильно построить, может дать неверную
информацию
29
.
29
Аверьянов Л. Я. Искусство задавать вопросы. М., Московский рабочий, 1987 г.
|