коллективами. Более того, они часто не согласованы даже с теми задачами,
которые декларируются в этих документах и для решения которых создаются
30
.
Социология предоставляет современным законодателям уникальную
возможность быстро и, самое главное, адекватно разрабатывать различные
документы, законопроекты и пр. В противном случае может случиться так, что
принятые законы будут не действенными. Пренебрегая социологией, придется
позже потратить много усилий для исправления возможных ошибок. К сожалению,
к помощи социологов прибегают очень редко. По всей видимости, здесь
сказывается незнание возможностей социологии. У многих людей, которые так или
иначе связаны с общественным мнением, существует недоверие к социологическим
методам. Нередко задают вопросы: «Как можно по тысяче человек опрошенных
судить о настроении всей страны?», «Каким образом мнение рядовых, не
руководителей, непрофессионалов может заменить мнение профессионалов,
специалистов по тем или иным вопросам?», «Какую ценность может предоставлять
мнение населения по мировым проблемам, если они специально этим не
занимаются и не представляют себе всех тонкостей этого дела?». Нередко
социологическое невежество находит выражение в вульгарном убеждении, что ни-
кто кроме, например, директора завода лучше не знает коллектив, и никто, кроме
него ничего не может сделать и т. п.
Определенный смысл в этих позициях имеется. В самом деле ква-
лифицированное решение может предложить только профессионал, специалист. В
данном случае, речь идет о совершенно другом. Социологи ни в коем случае не
подменяют специалистов и не решают за директоров. Социологи только дают
информацию о распределении общественного мнения потому или иному вопросу,
показывают основные негативные и позитивные тенденции, анализируют
концептуальные изменения в общественном сознании и показывают, что
принимаемые решения могут быть таким-то и таким-то образом восприняты обще-
ственностью. Ценность этой информации, кроме всего прочего» заключается в том,
что если данное решение руководителя любого ранга не будет воспринято широкой
общественностью, то не будет и его реализации, оно не будет выполнено. Это
означает, в свою очередь, что придется искать новое решение. Социология
выступает только помощницей в системе управления, но нив коем случае не
подменяет саму систему управления. Понимание данного положения социологии
руководством, может привести к эффективному пользованию методами
социологии, а социологов к нахождению своего места в системе управления.
30
Наглядным примером может служить практика подготовки и принятия законов ВС РФ.
Большинство из них носят, как правило, компромиссный характер, но не как альтернативное
решение в поисках оптимального пути выполнения общей задачи, а как результат удовлетворения,
нередко узкокорыстных, интересов групп депутатов, имеющих возможность влиять на процесс
принятия решения. Чаще всего документ получается тяжелым, неудобоваримым, эклектичным, и,
что самое главное, изначально неспособный решить поставленные перед ним задачи. Образцом
такого документ» может, наверное служить действующая Конституция РФ с ее многосотенными
поправками.
|