Собираются в кружок руководители любого ранга, например, предприятия и
начинают раскидывать по подразделениям, участкам, бригадам дополнительные
тонны, метры и т.д., с кого-то снимая, кому-то добавляя. Способ при этом один,
прикидываются на глазок, опираясь на свое знание социальной обстановки в
коллективе того или иного подразделения, учитывая, какая бригада или участок
может потянуть больший план, а кому надо срезать, поскольку не потянет даже
рассчитанного плана. Рассуждения самые простые и самые верные: «давайте
накинем пятой бригаде, там опытный бригадир, он вытянет. Второй бригаде то же
можно дать побольше, у них подобрались хорошие специалисты, выполнят. Можно
и седьмой немного увеличить, они отдохнули, в прошлом месяце у них был
небольшой план. А вот с восьмой бригады надо снять и довольно существенно, там
молодой бригадир, да и ругаются они часто, нет сплоченности» и т. д. При этом
вспоминают и перебирают самые существенные социальные характеристики
бригады, в меру своего знания и понимания. А что сделаешь, не учитывать
социальный фактор нельзя, его и учитывают, беря за точку отсчета именно
технико-технологические и экономические расчеты. Конечно, при этом
ошибаются, нередко весьма существенно, что и сказывается через месяц, через год.
Социальный фактор оказывается чаще всего так плохо просчитан, что задание
оказывается нереальным для коллектива.
Необходимо учитывать, что задание не должно быть ни завышено, ни
занижено, и в том, и в другом случаях это может отрицательно отразиться на
развитии коллектива. Задание должно быть точным, вернее, оно должно чуть-чуть
превышать возможности коллектива, что, в конечном итоге, будет стимулировать
его социальное развитие. Это еще одна причина необходимости не только
тщательно учитывать социальный потенциал коллектива, но и тщательно его
просчитывать. Понятно, что если социальные возможности как отдельного
человека, так и всего коллектива оказываются недостаточны для решения данной
задачи, то это самым непосредственным образом скажется и на процессе
выполнения производственной задачи. Например, если уровень квалификации
окажется ниже требуемого для выполнения какой-то работы, то, естественно, она
не будет выполнена или будет выполнена плохо. Если, скажем, в бригаде нет
согласия и ее члены постоянно ссорятся, то отрицательное психологическое
самочувствие отразится и на выполнении работы и т. д. В социологии это хорошо,
просчитано и показано наглядно.
Понятно также, что если процесс выполнения задания не будет адекватным
требованиям задачи, то, естественно, она не будет выполнена или будет выполнена
плохо, что, в принципе, одно и тоже. Однако здесь возникает другая задача, как
выявить, как найти показатели процесса выполнения работы и как их просчитать.
Для примера можно привести такие показатели:
1. Систематичность, т. е. соблюдение ежедневных или других временных
интервалов, соблюдение сроков. При прочих факторах, систематичность
выполнения плановых заданий зависит от умения, желания, возможностей
работать. Если идут постоянные сбои систематичности выполнения плановых
заданий, то это говорит о том, что в процессе выполнения плана, как и в целом в
социальном развитии коллектива, что-то не в порядке. Детальное рассмотрение
|