Мир вне сознания не
познаваем.
Познаваемо только
то, что находится в
сознании
помощью мы не можем решить свои задачи.
Но появляется смутное ощущение того, что что-то
есть, чего мы не знаем, но что мешает нам или даже
управляет нами.
Соотношения
сознания и
объективного мира
нельзя
рассматривать в
парадигме первично
вторично, бытие
сознание
5.
А что же существует?
Только наше знание об эмпирическом факте, или
так называемое эмпирическое знание. И здесь
возникает масса логических несуразиц, подстать
апориям Зенона или парадоксам Рассела. Если
утверждение об объективности и независимости от
нашего сознания эмпирического факта изначально
является истинным и при этом в абсолютном варианте,
то мы вынуждены констатировать, что он дан нам
только и притом полностью, без всяких исключений, в
субъективном выражении, в сознании. И оперируем
мы при решении каких-то своих задач, только этим и
исключительно этим субъективным миром. Поскольку
другого мира для сознания просто не существует.
Никакой эмпирический факт не имеет своего
содержательного значения вне сознания человека.
Объективный мир это мир наших концептуальных
представлений, которые оказались или являются
верными, истинными исключительно для решения
наших задач.
И невольно возникает мысль, которая не раз
приходила в голову великим и не очень великим
мыслителям: истинный мир не тот, который нас
окружает, ибо мы никогда не сможем его познать и в
соответствии с этим действовать, а тот, который
находится в сознании. Это положение вытекает из
простого соображения, что человек действует только
на основе собственного знания.
Конкретный факт
становится таковым,
если он вписался в
некоторую общую
структуру знания
Философы при этом исходили, в частности, из
абсолютно верного понимания бесконечности
многообразия мира и в силу этого его не
постижимости. И это верно. Они так же говорили и о
не постижимости любого явления в силу многообразия
проявления его свойств. И это тоже правильно. Но
этого оказалось мало, поскольку данные положения
вступают в противоречие с фактической
постижимостью мира и явлений, хотя бы в силу того,
что человек решал и решает свои задачи.
Соотношения мира сознания и так называемого
объективного мира нельзя рассматривать в парадигме
первично
вторично, первичное бытие и вторичное
сознание. Нельзя подчинять сознание по истинности
объективному миру. Соотношение между миром
|