психология мужчин, так как в качестве нормы изучалось мужское поведение и долгое время в
исследованиях участвовали только мужчины. Но тем не менее, заявляет он, психология практически
никогда не обращалась к специфическим переживаниям мужчин, связанным с их гендерной
принадлежностью. Килмартин сформулировал следующие причины, указывающие на необходимость
изучения мужской психологии:
1. Хотя в целом мужчины обладают большим влиянием, чем женщины, существуют мужчины, и
их немало, которые этим влиянием не наделены, и жесткая мужская социализация принесла им только
вред. К тому же, обладая в обществе сравнительно большой властью, мужчины могут оказать
интенсивную помощь в осуществлении перемен.
2. Общаясь с сильными женщинами, мужчины зачастую испытывают серьезные трудности. Ведь
с детского возраста мальчики воспитываются в убеждении, что именно они должны быть сильными и
властными, поэтому сильные женщины воспринимаются как угроза мужскому началу. Это
противоречие требует разрешения, поскольку сильных женщин с каждым днем становится все больше.
3. Качество взаимоотношений с окружающими у мужчин нередко страдает из-за того, что эти
отношения разворачиваются в рамках, где не остается места для базовой человеческой потребности
интимности.
На сегодня существует сравнительно немного научных исследований, касающихся ограничений,
которые накладывает традиционная мужская роль. Психологи начали изучать женскую роль после того,
как внимание общества было привлечено феминистским движением к низкому социальному статусу
женщин. В последние несколько лет мужская роль тоже пользуется все возрастающим вниманием
исследователей. Это увлекательная и относительно новая область гендерных разработок. Основные
характеристики традиционной мужской роли, которые обычно критикуются женщинами, а именно
эмоциональная невыразительность мужчин и их скупой вклад в выполнение домашних дел, заставили
психологов обратить пристальное внимание на проблемы, связанные с этой ролью. Более того, полнее
понимая картину душевного здоровья и способы его регулирования, психологи стали замечать, что в
традиционной мужской роли есть аспекты, в эту картину не вписывающиеся. Психологи-мужчины,
научившись успешно отыскивать новые проблемы, связанные с женской ролью, стали критичнее
смотреть и на мужскую роль. Все большее распространение получает та точка зрения, что некоторые
социальные проблемы, например мужское насилие над женщинами, отчасти коренятся в традиционных
представлениях о мужественности.
Мужская гендерная роль и входящие в нее нормы
В предыдущих главах мы обсуждали влияние социальных ролей на поведение. Мужская роль
здесь не является исключением, и ее нормы также усваиваются посредством усиления (reinforcement),
наблюдения за моделями и через культурные каналы, например средства массовой информации.
Носители роли находятся под постоянным нормативным и информационным давлением. Мужчины с
головой погружены в океан социальной информации, которая дает им знания о том, что такое
«мужественность» (информационное давление); общество поощряет их за гендерно-соответствующее
поведение и не устает наказывать за малейшие действия, не укладывающиеся в рамки ролевых норм
(нормативное давление).
«Мужская суть не всплывает, подобно пузырю, на поверхность сознания со дна телесной
конституции; мужская суть создается культурой» (Kimmel, 1994, р. 120).
Вслед за Плеком (Pleck et al., 1993) я утверждаю, что поведение мужчин основывается на
представлении о мужественности, которое они впитали из культуры. Верования относительно того,
каким мужчина должен быть и что он должен делать, составляют то, что Плек и его коллеги (Pleck et al.,
1993 а, 1993 b) назвали идеологией мужественности (masculinity ideology). Эта идеология не что
иное, как набор социальных норм, известных также под именем мужской гендерной роли.
Томпсон и Плек (1986, р. 531) определили мужскую роль как «социальные нормы, содержащие
|