Navigation bar
  Print document Start Previous page
 34 of 87 
Next page End  

Можете ли вы определить разницу? (Если хотите сделать запись, теперь можно...) 
Как вы лежите?
Последние вопросы относятся к тому, как вы лежите. Чтобы ответить, вспомните: 
1.
Как вы лежите в кровати? 
2.
Как вы лежите, когда готовитесь заснуть? 
3.
В какой позе вы просыпаетесь по утрам?
Стоп. 
Не хотите ли еще раз выполнить упражнения, прежде чем читать дальше? 
Внешняя поза и внутренняя позиция
Когда мы говорим о человеке, характеризуя его стойкость, то мы имеем в виду не
только его внутренние качества, но и высказываем свое мнение о том, насколько
уверенно он «стоит на ногах». 
Мудрецы Востока подметили то же самое. В дзэн-буддизме говорится о «центре земли»
человека, расположенном в его животе (Хара). Дюркгейм констатировал, что у
западного человека центр тяжести в большинстве смещен вверх, например, в грудь или
даже в голову. Он сказал, что такой человек становится настолько неустойчивым, что
его можно стронуть с места с помощью легчайшего толчка (нам это хорошо известно
из практики — чем выше у предмета центр тяжести, тем менее он устойчив). Это
происходит за счет того, что человек не стоит «на земле обеими ногами» ни в
физическом, ни в психологическом смысле. Поэтому его так легко ввергнуть в
состояние неуверенности малейшим психическим «толчком». 
Аналогичного мнения придерживается и Фельденкрайс, когда настаивает, что
оптимальная поза для тела — когда «оно висит на скелете». То есть, по его словам, для
того чтобы тело сохраняло прямую осанку, когда вы стоите, идете или сидите, не
должно проводиться лишней мускульной работы. Если вы вспомните эксперименты, в
которых вы нагибались далеко вперед (или назад), до тех пор пока чуть не падали, —
были ли вы все же уверены, что не упадете, несмотря на то что напряжение было
сильнее, чем обычно? Чем больше приходится напрягать мышцы для сохранения позы,
тем эта поза неувереннее и вместе с тем утомительнее; человек стоит, ходит и сидит, не
расслабляясь. Но так как телесные и душевно-духовные процессы постоянно
оказывают влияние друг на друга, то это также означает, что человек в таком состоянии
и душевно напряжен. 
Мы обычно исходим из гипотезы, что «имеем тело», в то время как восточный человек
так никогда не сказал бы. Он скажет: «Я есть мое тело»! Это предложение отражает
принципиальное различие двух точек зрения — желания Быть и Иметь (об этом есть
превосходная книга Э. Фромма «Иметь или Быть»). Чем сильнее выражено желание
иметь, тем незначительнее человек осознает собственное Бытие-в-мире. Это также
справедливо и для его телесных процессов и сигналов! Западный человек направляет
свое внимание на вещи, которые он может использовать. Он стремится к вещам,
которыми он может обладать. Эта внутренняя позиция неизбежно отражается и во
внешней позе. В связи с этим Лоуен говорит: 
Hosted by uCoz