Если мне только так кажется, думал я, то я изверг и недостоин жизни. Если не вы, давшие мне
жизнь, лучше всех, то кто же? Если не верить вам, то кому же?.. Значит, полусвои и вы?..
Где же мой Дом? Где-то там, в Большом Мире?.. Но как без вас? Я еще ничего не знаю и ничего
не умею, а Большой Мир неприступен; все заняты и все занято - в Большой Мир надо еще пробиться, в
Большом Мире страшно...
У меня есть друзья, но они будут со мной лишь до той поры, пока не найдут своего Дома, мы в
этом не признаемся, но знаем: мы тоже полусвои...
...А Вы стали совсем маленькими - невидимыми: потерялись. Я ищу вас, родные, слышите?.. Ищу
вас и себя...
Чертополох и три кустика за пустырем...
Симпузиум по скукологии
(продолжение)
-
Так вот, - Д.С. уселся поудобнее, -Александр Дюма сказал после ужина в каком-то салончике:
«Если бы там не было меня, я бы сдох со скуки». У него неплохо работали лобные доли мозга, как вы
считаете?
Это я к тому, что один из признаков нарушения лобной функции - утрата способности
испытывать скуку. Есть гении, веселящие целый мир и умирающие от скуки. А лобный больной -
патологически скучный человек, скуки не чувствующий. Счастливец!..
- Позвольте, позвольте. Не могу согласиться. Огромный процент человечества...
- Минутку, я не закончил. Лобные доли, говорю я, являются главным центром ощущения скуки, а
также и главным органом борьбы с нею. Неощущение скуки достигается двумя противоположными
способами. Либо самоотключение лобных центров - всякого рода балдеж. Либо, наоборот, их
повышенная активность - всякого рода творчество.
- Балдеж творческий?
- Можно и так. Теперь представим себя в положении человеческого детеныша, природная
психогенетическая программа которого состоит в скорейшем и интенсивнейшем развитии этих самых
лобных долей.
- Но...
- Подождите, я только начал. Я говорю: должна состоять, убежден, что так и задумано. Именно
потому, что такая программа в детенышей вложена, они так невыносливы к скуке и так яростно с нею
борются.
Лобные доли жаждут работы, чтобы развиваться. А когда работы не получают или с ней не
справляются - тотчас рождают эту вот боль, называемую скукой, производят судорожные всплески, а
далее тем или иным способом отключаются. Вот откуда эти внезапные приступы нелепого буйства или
тупой ступор...
- Без-лобное поведение?
- Все поведение учащихся, вся история педагогики, -хотел я сказать, - это история борьбы лобных
долей за свое существование. По моим подсчетам, девяносто процентов бодрственного времени ребенка
уходит на сопротивление скуке. Разумеется, с вариациями...
- А у взрослых?
- Еще не подсчитал. Но уже сделал вывод, что скучные взрослые - это дети, отравившиеся
взрослятиной.
- Симптоматика?..
- Широчайший спектр отупения. Тоска, ищущая себе причины. Создание искусственных
напряжений, от выяснения отношений на пустом месте до построения бредовых систем. Азартные игры
и наркотики всяческие. Расцвет пошлости до извращений включительно. Вандализм, жестокость,
садизм, самоубийства...
- Все это описывали старинные исследователи скуки ученической, экспедиционной,
корабельной, армейской, тюремной... В семейной примерно то же.
- Взрослые - это половозрелые дети, которые, когда их не лупит кнут какой-нибудь
|