РАЗМЫШЛЕНИЕ П
Субъект и объективация
1. Субъект познания и человек
Немецкий идеализм нанес удары объективизму греческой и
схоластической философии, после которых он не может оправиться. Ошибочно
думать, что немецкий идеализм, начиная с Канта, подверг сомнению бытие, он
подверг сомнению наивно-реалистическое убеждение, что мир объектов есть
бытие и бытие есть мир объектов. Это дело начал уже Декарт, но в
докантовском рационализме проблема не была поставлена достаточно
радикально. Центр тяжести был перенесен с объекта на субъект, и. в субъекте
начали искать разгадку бытия. Мир объективных, предметных реальностей есть
мир вторичный, а не первичный, мир явлений. Кант был прав в различении
явления и вещи в себе, не прав был он только в том, что явлению он
противополагал закрытую для опыта и познания вещь в себе, не прав в самом
наименовании "вещь в себе". Была открыта, активность субъекта. Теория
познания строилась на противоположении субъекта и объекта
23[23][1]
. Но что
такое субъект? В каком отношении находится субъект гносеологии к человеку,
ко мне, как познающему? Немецкий идеализм подменил проблему человека,
как познающего, проблемой субъекта, трансцендентального сознания (Кант), Я,
не индивидуального и не человеческого Я (Фихте), мирового духа (Гегель).
Поэтому познание перестало быть человеческим познанием, оно стало
божественным познанием, познанием мирового разума или духа и познающий
перестал быть человеком. Уже отсюда следовало, что философия не должна
быть личной. Личная философия обвиняется в психологизме. Человек,
человеческая личность, человеческое "я" целиком было отнесено к
психологизму. И осталась основная неясность, каково же отношение между
трансцендентальным сознанием, разумом, субъектом гносеологии и самим
человеком, человеческой личностью. Ведь познает все-таки человек. Кант
преодолевает скептицизм через свои a priori для трансцендентального сознания,
для гносеологического субъекта. Но помогает ли это познающему человеку?
Как внедряется трансцендентальное сознание в индивидуальное человеческое
сознание, как в нем оно обосновывает твердость познания? В терминах
идеалистической гносеологии это есть отношение логического к
психологическому. Основная ошибка в том, что человеческое отнесено к
психологическому, что человеческое сознание признано психологическим
сознанием, сознание же логическое и трансцендентальное не признается
человеческим сознанием. Поэтому сам человек считается как бы препятствием
для философского познания. Философию хотят освободить от
23[23][1]
См. N. Hartmam "Grundzuge einer Metaphysik der Erkenntnis"*. H. Гартман порывает с кантианским
идеализмом, но целиком остается в противопоставлении субъекта и объекта.
|