превратить заботу, страх смерти в философские категории, особенно Гейдеггер.
Философская попытка Гейдеггера вырваться из тисков рационализированного и
объективизированного познания очень, конечно, замечательна и во многом
новаторская. Но понятиями и категориями можно познавать лишь Dasein, лишь
существование, выброшенное в мир, т. е. объективированное или совершенно
отвлеченное и пустое бытие. Понятие всегда бывает об объекте. Самое же
существование в себе, т. е. первичное бытие, можно познавать лишь фантазией,
символом, мифом. Это в большей степени сознает Ясперс, чем Гейдеггер. В
объективации и выработке понятий об объектах, в сущности, гипостазируются
категории самой мысли и потому познаются эссенции, субстанции, вещи, сам
Бог превращается в вещь. Не объективированное познание есть познание
существования, познание личное и личным. Поэтому у Гейдеггера сильнее то,
что он говорит о Dasein, чем то, что он говорит об Existenz. Для него
объективация есть падение, но он сам производит объективацию. Existenz-
Philosophie есть Ontologie der Existenz
40[40][18]
. Но эта онтология не может
строиться, как всякая другая, не может оперировать обычными понятиями и
категориями. Понятие есть всегда "о чем-то", а не "что-то", в понятии нет
существования. Вл. Соловьев делал интересное различие между бытием и
сущим. Бытие - эта мысль есть. Сущее - я есмь. Происходит гипостазирование
предикатов. Бытие есть предикат. Но сущее не может быть предикатом, в этом
смысле оно не есть бытие
41[41][19]
. Вл. Соловьев как будто бы хотел прорваться к
конкретному существованию за абстрактным бытием. С этой точки зрения он
критиковал немецкий идеализм. Но его философия не есть философия
существования, он остается в тисках рационалистической метафизики, он не
обнаруживает себя в своей философии, как существующего, он обнаруживает
себя существующим только в поэзии. Но экзистенциальное суждение не есть
только суждение о существующем, но и суждение существующего.
Существование нельзя вывести из суждения. Бытие есть уже логизация и
объективация, первично же существование. Так, феноменология Гуссерля, к
которой формально примыкает Гейдеггер, не есть философия
экзистенциальная. Для Гуссерля реальные объекты непосредственно
существуют в сущностях. Очевидность не есть психическое состояние, но есть
присутствие самого предмета. Феноменология есть описание чистого сознания
и видение сущностей (Wesenheiten)
42[42][20]
. Но видение сущностей не
раскрывает тайны существования. Также философия Н. Гартмана с его
трансобъективным не есть экзистенциальная философия. Хотя ценно у него,
что он понимает отношения между субъектом и объектом, как
онтологические
43[43][21]
. Его диалектика субъекта и объекта, во всяком случае,
очень интересна. Более приближался к экзистенциальной философии Дильтей,
когда он исследовал не элементы и атомы психической жизни, а ее целость и
образы
44[44][22]
. Теперь перехожу по существу к своему пониманию
экзистенциального субъекта и объективации.
Вся безвыходность теории познания, которая противополагает субъект
объекту, познание - бытию, в том, что она изымает субъект из бытия и
объективирует бытие. Субъект не есть бытие, он не экзистенциален, а бытие
есть объект, т. е. объективация этого самого не экзистенциального, не
40[40][18]
Онтология существования (нем.).
41[41][19]
См.: Вл. Соловьев. "Критика отвлеченных начал" и "Философские начала цельного знания"*.
42[42][20]
См. Levinas "La theorie de 1'intuition dans la phenomenologie de Husseri"**.
43[43][21]
См. его "Metaphysik der Erkenntnis".
44[44][22]
См.: Dilthey "Einleitung in die Geisteswissenschaften"*** и "Die geistige Welt. Einleitung in die
Philosophie des Lebens"****.
|