объект находится совершенно вне внутреннего существования субъекта. Это
познание совершенно эксцентрично в отношении к человеку. Математика есть,
конечно, сознание и победа духа, и потому она есть спиритуализация как всякое
познание
50[50][28]
. Это познание обладает высокой ценностью, в нем отражается
Логос, как и во всяком познании, но оно находится в тисках объективации,
закрывающей внутреннюю тайну бытия. В этом смысле наука не онтологична,
как то хочет сделать Мейерсон
51[51][29]
. Познание мира социального есть
познание объективированное, но это другая ступень объективации, и с этой
ступени может проливаться свет на весь процесс объективации, которая
неизбежно есть социализация. Мы увидим, что объективированное познание
стоит под знаком общества и этим отличается от познания существования,
которое стоит под знаком общения. Объективированное познание всех
ступеней отвлечено от экзистенциального субъекта, т. е. от человека.
Экзистенциальный субъект находится в бытии, но не в объективированном
бытии, он сам объективирует, вследствие своего пребывания в падшем мире.
Но экзистенциальный субъект ни в коем случае не есть субъект биологический,
психологический или социологический, как то представляется
объективированному познанию. Натурализм есть порождение
объективированного познания, которое придает себе универсальное значение.
Натурализм имеет свою частичную правоту на известной ступени
объективации. Но всегда есть ложь универсальный метафизический
натурализм. Объективированный натурализм всегда представляет себе всякое
бытие по образу материального. Он существует и в теологии и там даже играет
определяющую роль. Тогда Бог представляется объектом и познается по
аналогии с вещами и предметами природного мира. Но мое существование
может соприкасаться с существованием Бога только потому, что Он не есть
объект и не принадлежит объективированному миру, и потому только я Ему
могу принадлежать. Познание философское всегда заключает в себе элементы
объективации, но оно стремится быть необъективированным познанием, иначе
оно не могло бы искать внутреннего смысла бытия. Раскрытие смысла материи
есть дух. Натуралистическая метафизика, оперировавшая с субстанциями, была
объективацией философского познания. Она пыталась быть эксцентричной в
отношении человеческого существования. Происходила объективация Бога,
духа, души, смысла и т. п. Вот этой объективированной натуралистической
философии наступает конец. Смысл моего существования не может быть
найден в этом мире, он может быть лишь в ином мире, не в природно-
объективированном мире. Великие философы всегда это признавали, хотя бы
выражали это в форме еще натуралистической метафизики, например Спиноза,
Сократ, Бл. Августин, Декарт обращались внутрь "я", к субъекту. Кант более
всех приблизился к своеобразной философии существования, сделав различие
между порядком природы и порядком свободы. Внутреннее существование
находится в порядке свободы, а не в порядке природы. Кант очень помогает
сокрушать старый рационализм, натурализм, наивный объективизм и реализм.
Но к новой экзистенциальной философии он не пришел. Его феноменализм
ошибочен. Уже Плотин пытался преодолеть объекты и вещи и увидеть за ними
свободу
52[52][30]
. Преодоление объективированного натурализма в философии
есть вместе с тем преодоление метафизики понятий, ибо понятие образуется об
объектах, образование понятий есть-объективация.-Это есть также преодоление
той ошибочной мысли, что мышление может быть отделено от эмоций.
50[50][28]
Это есть центральная мысль Бруншвига.
51[51][29]
См. цитированную книгу Мейерсона.
52[52][30]
См. Е. Brehier "La philosophie de Plotin"*.
|