предшествует его познанию, мой экзистенциальный опыт до моего познания.
Поэтому познание есть припоминание; Сомнение в реальности видимого,
объективного, предметного мира есть начало философии. Она проходит через
критику реализма. Но критика познания не может остановиться на стадии
идеализма, она может перейти к большей глубине, к существованию,
находящемуся вне объективации, вне противоположения субъекта и объекта,
вне мира предметно-видимого. Не вещь в себе, которая есть лишь порождение
познания, предельное понятие мысли, находится по ту сторону, не вещи, не
предметные реальности раскрываются познанию, а первожизнь, существующее
и существование. Если слову "существование" отдают предпочтение перед
словом "жизнь", то только потому, что жизнь - категория биологическая, как то
мы видим у Ницше и Бергсона, а существование - категория онтологическая.
Существование человека есть его пребывание в себе, в своем подлинном мире,
а не в выброшенности в мир биологический и социальный. Философия
существования в отличие от философии жизни (например, у Клагеса) есть
философия онтологическая, а не биологическая. И она на вершине и на глубине
связана с философией духа
48[48][26]
. Философия существования есть философия
судьбы, философия внутренне-индивидуального и конкретно-универсального,
но не общего, объективированного, не предметного и вещного. Философское
мышление прежде всего должно интересоваться мыслящим субъектом, его
существованием. Объективное мышление делает вид, что не интересуется этим.
Поэтому оно объективирует субъективное, часто не замечая этою. Этим оно
объективирует человеческое существование. Мы стоим перед основной
проблемой, что такое объективация? Как вернуться от объективации к сущему,
к существу, к существованию? Это есть вопрос о дальнейшей судьбе
философии, о самой ее возможности.
Мир объективации есть мир падший, мир заколдованный, мир явлений, а
не существующих существ. Объективация есть отчуждение и разобщение.
Объективация есть возникновение "общества" и "общего", вместо "общения" и
"общности", "царства кесаря", вместо "царства Божьего". В объективации нет
"приобщения". Смысл этого будет раскрыт в следующей главе. Объективация
оставляет в одиночестве в познании, как и во всем, а вместе с тем принуждает к
сцеплению и связанности с другими и с другим. Объективация есть утеря
свободы духа, хотя она выражает события духа. Мир объективации не
духовный мир. Мир сотворен был в порядке внутреннего существования и
внутреннего общения и общности, в порядке духа. И он отпал от этого порядка
в иной порядок, в порядок объективированный и принудительно
социализированный. В объективированном мире нельзя уже искать тайны
духовной жизни. Но нас сейчас интересует объективация как познание. Можно
ли сказать, что объективированное познание само по себе дефектно и греховно
и является источником падшести мира?
49[49][27]
Это было бы большое
недоразумение. Греховности, дефектности, падшести нужно всегда искать не в
познании, а в самом бытии. Познание же лишь познает падшее бытие под
знаком падшести. Познание, как объективация, для которого закрыто
внутреннее существование и духовный мир, есть все-таки познание, и в нем
подлинно что-то открывается. Объективация есть внедрение в мир падший, в
отчужденность и скованность. Но возможно познание этого падшего мира.
Существуют ступени объективации в познании. Наиболее объективированным
является научное познание отчужденного от внутреннего человеческого
существования мира природы, познание физико-математических наук. Тут
48[48][26]
См. мою "Философию свободного духа"
49[49][27]
Это утверждает Шестов.
|