Это определяется тем, что они в этой области обыкновенно не имеют никаких
верований и убеждений. Они готовы быть консервативны в эпохи
консервативные и революционны в эпохи революционные, хотя они
равнодушны и к консерватизму и к революционности. Это не борцы, не
инициаторы. 4) Наконец, человек может быть одинок и социален. Это случай,
который на первый взгляд может показаться странным. Как соединимо
одиночество с социальностью? Но это есть профетический тип. Ветхозаветные
пророки дают его вечные прообразы. Но этот профетический тип возможен и
совсем не в религиозной сфере. Такими бывают творческие инициаторы,
новаторы, реформаторы, революционеры духа. Этот профетический тип
переживает конфликт с религиозным или социальным коллективом, он никогда
не находится в гармонии с социальной средой, с общественным мнением.
Пророк, как известно, не признан, он побивается камнями. Пророк в сфере
религиозной обычно находится в конфликте с священником, с жрецом,
выразителем религиозного коллектива. Пророк переживает острое одиночество
и покинутость, он может подвергаться преследованию всего окружающего
мира. Но менее всего можно сказать, что профетический тип не социален.
Наоборот, он всегда обращен к судьбам народа и общества, к истории, к своему
личному будущему и будущему мировому. Он обличает народ и общество,
судит его, но всегда поглощен судьбой этого народа и общества.
Профетический тип обращен не к своему личному спасению, не к своим
личным переживаниям и состояниям, а к Царству Божьему, к совершенству
человечества и даже всего космоса. Тип этот раскрывается не только в
религиозной сфере, он проявляется и в жизни социальной, и в познании, где
тоже есть профетический элемент, и в искусстве. Установка этих четырех
типов, конечно, относительна, как всякая классификация, и соотношение между
ними нужно понимать динамически, а не статически. Первые два типа могут
быть определены как гармонические в отношении к окружающей среде, вторые
же два типа как конфликтные. Очень важно понять, что эта гармония с
окружающей средой вполне распространяется и на средний тип революционера
в социальной области, так как его сознание может быть вполне
социализировано и он не переживает конфликтов, связанных с одиночеством.
Проблема одиночества представляется мне основной философской проблемой,
с ней связаны проблемы "я", личности, общества, общения, познания. В
предельной же своей постановке проблема одиночества есть проблема смерти.
Прохождение через смерть есть прохождение через абсолютное одиночество,
через разрыв со всеми. Смерть есть разрыв со всей сферой бытия, прекращение
всех связей и общений, абсолютное уединение. Смерть в общении, в связях с
другим и с другими не была бы смертью. Смерть и значит, что больше ни с чем
нет связей и общений, что одиночество стало абсолютным. Сообщение
человека с миром объективированным в смерти прекращается. Но проблема
смерти в том, есть ли это одиночество окончательное и вечное, или это есть
момент в судьбе человека, в судьбе мира, в судьбе Бога. Вся жизнь человека
должна быть подготовлением таких связей и общений с другими людьми, с
космосом и Богом, которые преодолевают абсолютное одиночество смерти.
Смерть в сущности не есть совершенное уничтожение "я" (легче "мир"
уничтожить, чем "я"), а есть момент совершенного его уединения, т. е. разрыв
всех связей и общений, выпадение из Божьего мира. И весь парадокс смерти в
том, что это уединение, разрыв и выпадение есть результат выброшенности
существования в падший мир, в объективацию, в социальную обыденность.
Связи, установленные в объективации, неотвратимо ведут к смерти. Это
|