определенному месту в иерархическом порядке. Слабость романтизма была в
том, что он, освобождая "я" от власти "объективности", раскрывая творческую
силу и фантазию "я", совсем не способствовал самосознанию личности,
выковыванию личности. Романтическое мировоззрение не есть
персоналистическое мировоззрение. Романтическая индивидуальность не есть
личность. "Я" теряется в космической бесконечности, растворяется в ней.
Исчезает твердая его реальность. Эмоциональная жизнь, впервые, может быть,
развернувшаяся, захлестывает все содержание "я". Познание подчиняется
творческой фантазии. Романтизм может принимать формы и крайнего
оптимизма, веры в безгрешность человеческой природы и слияния с жизнью
космоса, и крайнего пессимизма, одиночества "я", несчастья и трагизма
человеческой участи. Но романтический пессимизм означает не сознание
греховности человеческой природы, а именно сознание несчастья человека,
безвыходного трагизма бытия. Романтизм есть изменение горизонта. В детстве
самые малые пространства - угол, комната, коридор, карета, дерево
представляются огромным и таинственным миром. В сознании взрослых при
страшном расширении горизонта это чувство таинственного ослабляется и даже
исчезает. Вселенная представляется менее таинственной, чем темный угол или
коридор в детском сознании. Романтизм вновь настаивает на таинственности
мира, он есть новое изменение горизонта. Но романтический горизонт не может
сохраниться, он связан с потерей личности перед космической бесконечностью,
перед океаном эмоциональности. "Я" должно преодолеть одиночество и не
через объективацию, не через подчинение вновь миру объектов, и не через
романтическую субъективность, а через обретение духовности в своем
внутреннем существовании, через укрепление личности, которая и выходит из
себя и остается личностью.
Можно установить четыре типа соотношений между одиночеством "я" и
социальностью. 1) Человек не одинок и социален. Это самый элементарный и
распространенный тип. В этом типе "я" вполне приспособлено к социальной
среде. Сознание наиболее объективировано и социализировано. "Я" не
пережило еще разрыва и одиночества. "Я" чувствует себя дома в социальной
обыденности, может занять в ней высокое положение и даже быть в ней
великим человеком. Но преобладают в этом типе люди подражательные, не
оригинальные, средние, живущие "общим", превратившимся в наследственную
традицию, причем безразлично, будет ли эта традиция консервативная,
либеральная или революционная. 2) Человек не одинок и не социален. В этом
случае "я" тоже приспособлено к социальной среде, находится в соответствии и
гармонии с жизнью коллективной, сознание социализировано, но "я" не имеет
социальных интересов, не проявляет социальной активности, равнодушно к
судьбам общества и народа. Это очень распространенный бытовой тип. В нем
нет конфликта, так же как его нет и в первом типе. Этот тип распространен в
эпохи установившейся социальной жизни, и он очень затруднен в эпохи
революционные, в эпохи переломов. 3) Человек одинок и не социален. Это тип
не приспособленный или очень мало приспособленный к социальной среде,
переживающий конфликты, не гармонический. Сознание в этом типе в малой
степени социализировано. Этот тип не склонен делать революцию против
окружающего социального коллектива, что означало бы социальный интерес и
взволнованность, он просто уединяется от социальной среды, уходит от нее,
отвлекает от нее свою духовную жизнь и свое творчество. Таким бывает
лирический поэт, одинокий мыслитель, беспочвенный эстет. Люди этого типа
часто переживают одиночество небольшими группами элиты. Они легко идут
на компромиссы с социальной средой, когда этого требует их существование.
|