Navigation bar
  Print document Start Previous page
 69 of 85 
Next page End  

обыкновенно означает, что личность играет роль, надевает маску,
перевоплощается в навязанный ей извне лик. В плане существования, когда нет
объективации и социализации, личность хочет быть сама собой, лицо человека
хочет быть отраженным хотя бы в одном другом человеческом лице, в "ты".
Потребность в истинном отражении присуща личности, лицу. Лицо ищет
зеркало, которое не было бы кривым. Нарциссизм в известном смысле присущ
лицу. Таким зеркалом, которое истинно отражает лицо, бывает, как уже
сказано, лицо любящего. Лицо предполагает истинное общение. Есть что-то
мучительное в фотографии. В ней лицо отражается не в другом лице, не в
любящем, а в безразличном объекте, т. е. объективируется, выпадает из
истинного существования. Нет в мире ничего более значительного, более
выражающего тайну существования, чем человеческое лицо
115[115][9]
. Проблема
личности прежде всего связана с проблемой лица. Лицо есть всегда разрыв и
прерывность в объективированном мире, просвет из таинственного мира
человеческого существования, отражающего существование божественное.
Через лицо прежде всего личность приходит в общение с личностью.
Восприятие лица совсем не есть восприятие физического явления, оно есть
проникновение в душу и дух. Лицо свидетельствует о том, что человек есть
целостное существо, не раздвоенное на дух и плоть, на душу и тело. Лицо
значит, что дух победой сопротивление материи. Бергсон определяет тело как
победу духа над сопротивлением материи. Это прежде всего должно быть
отнесено к лицу. Выражение глаз не есть объект и не принадлежит к
объективированному физическому миру, оно есть чистое обнаружение
существования, есть явление духа в конкретном существовании. Над объектом
возможно лишь господство, с лицом же возможно лишь общение. Личность
есть, как верно выражается Штерн, мета-психо-физическое бытие. 
"Я" может реализовать личность, стать личностью. Реализация личности
всегда предполагает самоограничение, свободное подчинение сверхличному,
творчество сверхличных ценностей, выход из себя в другого. "Я" может быть
эгоцентрическим, самоутверждающимся, раздувающимся, неспособным выйти
в другого. Эгоцентризм разрушает личность, он есть величайшее препятствие
на путях реализации личности. Не быть поглощенным собой, быть обращенным
к "ты" и к "мы" есть основное условие существования личности. Предельно
эгоцентрический человек есть существо, лишенное личности, потерявшее
чувство реальностей, живущее фантазмами, иллюзиями, призраками. Личность
предполагает чувство реальностей и способность выходить к ним. Крайний
индивидуализм есть отрицание личности. Личности присущ метафизически
социальный элемент, она нуждается в общении с другими. Персоналистическая
этика борется с эгоцентризмом
116[116][10]
. Эгоцентризм менее всего означает
поддержание тождества, единства личности. Наоборот, эгоцентризм может
быть разрушением этого тождества, распадением на самоутверждающиеся
мгновения, не связанные памятью. Память, столь существенная для тождества и
единства личности, может отсутствовать у эгоцентрика. Память духовна, она
есть усилие духа, сопротивляющееся распадению на дробные отрезки времени.
Зло есть разложение целостности личности, причем разложившиеся части ведут
автономное существование. Но злое не может создать своей новой злой
целостной личности. Поэтому в человеке всегда остается и доброе. Борьба за
личность есть борьба против "ячества", против помешательства на своем "я".
                                                
115[115][9]
См. М. Picard"Dsis Menschengesicht".
116[116][10]
См. мою книгу "О назначении человека"
Hosted by uCoz