освобождение его от подавленности миром объектов, есть замена родовых
связей людей связями по духу, т. е. связями личными.
3. Личность и общество. Личность и масса. Личность и социальный
аристократизм.
Социальный персонализм. Личность и общение. Сообщение и общение
(коммунион)
Проблема отношения личности и общества не есть только проблема
социологии и социальной философии, это есть основная метафизическая
проблема, проблема экзистенциальной философии. Мы видели, что в
перспективе этой проблемы, проблемы общества или общения, могут быть
рассматриваемы все основные проблемы познания. Познание стоит или под
знаком общества и тогда оно имеет дело с миром объективации, или под знаком
общения и тогда раскрывается тайна существования. То, что называют
интуицией, есть не что иное, как общение, как обретение родственности. Тоска
одиночества утоляется лишь в общении, не в обществе. Общность людей
означает разные отношения личности в обществе и в общении. В общении
общность есть часть личности, ее качество, в обществе личность есть часть
общности. Социальная правда общения есть правда о личности, о ее выходе из
одиночества. Реализация личности предполагает общение, общность. Личность
имеет социальное содержание и призвание, но они не определяются обществом,
они определяются изнутри к обществу. Личность остается верховной
ценностью в социальной жизни. Общество не есть личность, как того хотят
разного рода органические социальные учения, находящиеся во власти
объективации. Общество есть сообщение людей, более или менее
продолжительное и устойчивое, в падшем объективированном мире, и оно
находится во власти закона большого числа, оно есть организация жизни масс.
Но общество не есть еще общение и не дает выхода из одиночества. В мире
объективированном общение и общность подменяются коллективом.
Отношение между личностью и обществом представляется совершенно в
другом свете в зависимости от того, смотрим ли мы на них извне, из природы и
из социологии, или изнутри, из духа и из философии существования. Для
позитивистической социологии личность есть часть общества и бесконечно
малая его часть. Общество есть большой круг. В суждениях об отношении
личности и общества применяются числовые, количественные критерии.
Общество есть бесконечно большая сила, чем личность. Но количеством,
числом и силой не решается вопрос о ценности. Изнутри, экзистенциально, из
духа все переворачивается. Не личность есть часть общества, а общество есть
часть личности, одно из ее качественных содержаний на путях ее реализации.
Личность есть большой круг, а общество есть малый круг. Личность лишь
частично принадлежит обществу. Винэ хорошо говорит, что общество есть не
весь человек, а лишь все люди
121[121][15]
. В личности есть глубина, которая
совсем непроницаема для общества. Духовная жизнь личности не принадлежит
обществу и не определяется обществом. В духовной жизни осуществляется
общение, Царство Божье. Но духовная жизнь также объективируется в
обществе, и тогда религия становится социальным фактом и Царство Божье
становится социальным институтом. С этим связаны два источника религии, о
121[121][15]
См. A. Vinet "Essais sur la manifestation des convictions religieuses et sur la separation de
1'Eglise et de 1'Etat"*.
|