личность своим орудием. Бог, который есть источник всех ценностей, не делает
человеческой личности своим орудием. Общество, нация, государство делают
человеческую личность своим орудием лишь вследствие темного,
демониакального в них начала. Только в личности и через личность может
раскрыться чистая, оригинальная совесть, и все подлежит суду этой совести, не
подвергающейся объективации. В сверхличных, социальных образованиях
совесть объективируется и замутняется. Экзистенциальная совесть
раскрывается в борьбе с этими социальными внушениями и влияниями.
Мы приходим к проблеме отношения между личностью и гармонией и
порядком целого. Можно ли рассматривать личность как средство для мирового
порядка, для гармонии целого? Это античный, нехристианский взгляд, который
усвоил себе Бл. Августин и который проник в христианское сознание и исказил
его. Для Бл. Августина зло существует лишь в частях и оно исчезает в порядке
и гармонии целого. С этой точки зрения ад представляется благим и
справедливым, торжеством добра, мирового порядка и гармонии. Но это и есть
не что иное, как окончательная тирания объективированного мира над тайной
внутреннего существования, господство общего и родового над
индивидуальным и личным. Нет ничего более антихристианского и
античеловеческого. Идея мирового порядка и мировой гармонии лишена всякой
нравственной и духовной ценности, которая всегда предполагает отношение к
внутреннему существованию личности. "Мировой порядок" принадлежит
целиком падшему объективированному миру, и против него справедливо
восстает герой "Записок из подполья" и Иван Карамазов. Победа общего,
родового, космического и социального целого в теоретической мысли и этике
всегда была победой падшего объективированного мира. Так часто бывало в
истории христианской мысли. Весь смысл человеческого существования связан
с освобождением человека, личности от власти мира, государства, нации,
отвлеченной мысли и идеи и с непосредственным подчинением живому Богу. И
лишь после внутреннего и свободного подчинения Богу, который совсем не
есть "общее", человеческая личность определяет изнутри свое отношение к
сверхличным ценностям и реальным общностям. Для того чтобы личность
определила себя и свое призвание социально, ее существование и совесть
должны быть освобождены от гнета социальности, от извне давящего общего,
родового и целого. Духовная личность совсем не входит в линию рода.
Личность совсем не наследственна. Есть даже что-то мучительное в семейном,
родовом сходстве лиц. Это сходство мучительно потому, что оно противоречит
единичности, единственности и неповторимости всякой личности. Поэтому
общество как общение личностей не может иметь своей первичной клеткой
родовую семью, которая есть типическая форма объективации, первичным
может быть в нем лишь духовное содружество. Природа развернувшейся и
реализовавшей себя личности такова, что она не терпит подражания, не терпит
внушений. Воспитание через внушение и подражание, которое в крайней форме
практикуется в коммунизме, фашизме, национал-социализме, противно самому
существу личности. Все это направлено не к реализации личности, а к
реализации общего порядка и гармонии. Кошмарная идея "мирового порядка",
для которого человеческая личность превращается в средство, есть космическая
объективация греховного падения человека. Всякая идея, отнесенная к
объективированному порядку, "превращается в тирана и раздавливает
личность. И она же может стать источником восполнения личности, если она
взята внутрь человеческого существования. Восхождение человека,
|