объективации. Ошибочно учение Лейбница о монадах с закрытыми окнами и
дверями. Ясперс верно говорит, что существование "я" предполагает выход к
другому, к "ты"
127[127][21]
. Необходимо прибавить, что существование "я"
предполагает вхождение в "мы", в котором и происходит общение "я" и "ты".
Но монада может быть более замкнутой и более разомкнутой, она открывается
для одного и закрывается для другого. Это нужно понимать динамически.
Монада может закрыть свои окна и двери, она постоянно их закрывает в
сторону мира духовного. Она может переживать глубокое одиночество. Но это
есть ее судьба, а не ее метафизическое определение. Творческие, гениальные
личности могут испытывать большие затруднения в сообщениях с миром
социальной обыденности, могут быть в конфликте с ним и вместе с тем нести в
себе целый мир.
Символизация социальных сообщений очень меняется. Огромное
значение для изменения этих сообщений имеет техника и машина. Технизация
жизни улучшает сообщение между людьми, но она же увеличивает, а не
уменьшает разобщенность между людьми. Техника не знает общения, она
означает крайнюю форму объективации человеческого существования.
Огромное значение для универсализации человеческих сообщений имеют
автомобили, аэропланы, кинематографы, Т. S. F.* и т. п. Каждый человек
перестает быть прикованным к изолированному пространству земли и
ввергается в мировую жизнь. Но необычайная широта и универсальность
сообщений оказывается противоположной интимности и близости общения.
Человек необычайно одинок в этих универсальных сообщениях. Процесс этот
двойственный, как и все в мире, он не только отрицательный, в нем есть и
положительная ценность. Тесные, патриархальные, родовые общения прошлого
носили слишком безличный характер. Обостренно личный характер общений
возникает после пережитого одиночества, после выхода "я" из органических
целостей. Техника очень этому способствует. Пользование машиной заменяет
страшную эксплуатацию людей и животных в прошлом. Эта эксплуатация
мешала истинному общению. В техническую эпоху, может быть, сильнее
можно почувствовать и сознать возможность общения с животными,
преодолевающего одиночество. Собака может быть для "я" "ты", а не объектом.
Тут возможно открытие чего-то нового. Изменение отношения человека к
человеку, человека к Богу, человека к животному или цветку всегда есть
активность, большая активность, чем устройство промышленного предприятия.
Общение принадлежит к тем целям человеческой жизни, которые имеют
религиозный смысл. Общение есть приобщение, взаимоприобщенность. Но это
приобщение предполагает соучастие в единстве, объемлющем "я" и "ты".
Взаимопроникновение "я" и "ты" происходит в Боге. Общение преодолевает
противоположность единого и множественного, всеобщего и частного.
Личность в своем внутреннем существовании, в своей единственности и
неповторимой судьбе всегда остается для общества иррациональной.
Рационализация этой иррациональности есть всегда тирания общества над
личностью. Личности соединяются не только в открытые общества, но и в
общества тайные, например в масонстве и оккультных орденах. Но эти тайные
соединения также оказываются объективированными и социализированными, и
в них не возникает истинного общения, несмотря на более тесный характер
соединения
128[128][22]
. Личность даже может оказаться гораздо более угнетенной
127[127][21]
См. II т. Ясперса. "Existenzerhellung". Это наиболее интересный том его"Философии".
128[128][22]
См. об этом также у Зиммеля в его "Soziologie"
|