и сдавленной. Противоречие и конфликт личности и общества не оказывается
преодоленным ни на одной из ступеней социальных сообщений и группировок.
Он принадлежит вечному трагизму человеческой жизни. Противоречия и
конфликты классов могут быть побеждены и преодолены, но не противоречия и
конфликты личности и общества. Для Маркса конфликт личности и общества
был лишь маскировкой конфликта классов. Поэтому в обществе бесклассовом
для него должен исчезнуть конфликт личности и общества, личность будет
окончательно обобществлена и довольна этим. Но для Маркса проблема не
ставилась во всей глубине. С более глубокой точки зрения верно обратное.
Конфликт классов прикрывал собой вечный метафизический конфликт
личностей общества. Против всемогущества и абсолютности государства и
общества восставала угнетенная личность того или другого класса, личность
буржуа, пролетария или интеллигента. Государство и общество не
окончательно могло быть абсолютизировано, потому что существовала
угнетенная личность того или другого класса, той или иной социальной группы.
Муссолини говорит, что, когда народ окончательно овладеет государством,
государство не нужно будет ограничивать во имя прав угнетенной личности тех
или иных социальных групп, и государство станет абсолютным
129[129][23]
. В
коммунизме Маркса и в фашизме Муссолини конфликт личности и общества
исчезает по тем же основаниям, это один и тот же тип с точки зрения
социальной морфологии. Фашизм есть, конечно, новая и последовательная
форма демократии, когда "народ" непосредственно овладевает государством и
абсолютизирует его как выражение своей собственной сущности. Фашизм
противоположен не столько демократии, которая в своих последовательных
формах этатична, сколько аристократизму и либерализму. Римский цезаризм
тоже ведь был демократичен. Цезаризм даже всегда носит плебейский характер.
Человечество должно будет, вероятно, пройти через социальную унификацию
народа, т. е. уничтожение классовых различий, через овладение государства
унифицированным, бесклассным народом, через опыт окончательного
обобществления и огосударствования личности и подавления всякого ее
конфликта с обществом и государством, т. е. превращения личности в
социальный объект. И только тогда, на вершине этого процесса социализации,
когда конфликты социальных классов не будут уже маскировать глубины
человеческого существования, обнаружится вечный и трагический конфликт
личности и общества, личности и государства, не личности, принадлежащей к
той или иной социальной группе, а всякой человеческой личности, потому что
она есть образ и подобие Божье, а не образ и подобие объективированного
общества. Мир увидит еще восстания человеческой личности против народа,
общества, государства. Маркс очень много сделал социологических открытий,
но в сфере вторичной, он ничего не видел в этой глубине, в сфере первичной.
Прудон более Маркса чувствовал существование вечной антиномии между
личностью и обществом. Для Маркса, как и для всякого материалистического
социализма, не существует проблемы одиночества, проблемы общения в его
отличии от сообщения, потому что не существует проблемы личности в ее
метафизической глубине
130[130][24]
. Мы стоим перед проблемой отношения
между личностью и массой, личностью и коллективом, личностью и
аристократизмом, личностью и демократизмом.
129[129][23]
См. Mussolini "Le Fascisme"*.
130[130][24]
См. новую книгу вождя немецкого религиозного социализма Тиллиха "Die sozialistische
Entscheidung"**. Тиллих не ставит экзистенциальной проблемы личности.
|