вает на то, что происходит в личности; а именно в личности как в субъекте, снабженном эмотивной
потенциальностью и поэтому нуждающемся в интеграции. Способность чувств некоторым обра-
зом связана с впечатлением; оба выражения обладают общим языковым семантическим полем.
Под впечатлением мы понимаем чувственное восприятие и чувственный образ предметов. И спо-
собность чувствовать принимает участие в этом процессе восприятия предметов человеком. Она
также отличается по преимуществу рецептивным, а не активным характером и поэтому нуждается
в интеграции. Однако в данном случае речь идет не только об интеграции посредством сознания, то
есть о том, что отдельные чувства с характерным для них содержанием проникает в сознание, что и
является источником аутентичного ощущения какой-либо ценности. Чувства интенционально на-
правлены на ценности, в чем уже можно было убедиться из анализа чувств тела, где подчеркива-
лась их характерная черта (я чувствую себя хорошо и я чувствую себя плохо и т. д.). Также и
все остальные чувства направлены на некоторый факт в собственном субъекте или за его предела-
ми, но при этом они всегда снабжены склонностью к некоторой ценности, той характерной чер-
той, которая так отчетливо проявляется в чувствах собственного тела.
Поэтому чувства или ощущения становятся у человека особым средством (инструментом) пе-
реживания ценности (Werterleben). Эмоционалисты, такие как Макс Шелер, утверждают, что ощу-
щение это единственный источник для познавательного контакта, который человек осуществляет
с ценностями, и что, за исключением интуитивного угадывания, нет другого аутентичного позна-
ния ценностей. Это тоже гносеологическая проблема, в изучение которой мы сейчас не будем вда-
ваться. Мы только констатируем, что переживания ценности на основании интеграции чувств че-
рез сознание недостаточно. С учетом трансцендентности личности в действии необходима еще од-
на интеграция интеграция через истинность, если так можно сказать. Трансцендентность лично-
сти в действии покоится на отношении к истине, которая обусловливает аутентичную свободу са-
моопределения. И поэтому переживание ценности, которое является функцией человеческой спо-
собности чувствовать, в сфере личности и действия должно подчиняться отношению к истине.
Тот факт, что истинность пронизывает собой способность чувствовать, является предпосылкой
для переживания ценности личностью. Только на почве такого переживания могут образоваться
решение и выбор. Аутентичность в этом случае указывает на осуществление свободы, которое
обусловлено достоверностью, а это значит взвешенным отношением к истине. Речь идет об ис-
тинной ценности то есть истине о хорошем в предмете, к которому относятся решение или вы-
бор. Такому пониманию термина аутентичность пониманию на основании истинности ино-
гда противостоит понимание того же термина на основании одной только способности чувство-
вать.
После этого рассуждения способность чувствовать как характерная черта человека была бы
первым и последним пробным камнем ценностей и единственным основанием их переживания;
так, словно интеграция ощущения и угаданных ценностей через сознание не допускает никакой
интеграции через истинность, никакой рефлексии, никакого интеллектуального суждения о ценно-
стях. На самом деле именно эта вторая интеграция интеграция через истинность имеет решаю-
щее значение для личности и действия. Она также является аутентичным показателем для трансцен-
дентности личности в действии. Человек, который в своем отношении к ценностям отдается во
власть лишь потоку своих чувств и переживаний, попадает в сферу влияния того, что только проис-
ходит в нем, он не будет в полном объеме способен к самоопределению. Самоопределение и свя-
занное с ним самообладание требует иногда действия во имя голой истины о хорошем, во имя не
угаданной ценности. А иногда оно даже требует действия против предшествовавшего чувства. Од-
нако это ни в коем случае не говорит об обесценивании способности чувствовать это важный
дар, значительное богатство природы. Способность чувствовать, способность спонтанно предуга-
дывать ценности образует основание многих человеческих дарований. Эмоционалисты правы, ко-
гда утверждают, что эту способность ничем нельзя заменить в человеке. Даже интеллектуальное
признание ценностей, их объективно точная оценка не порождает такого выразительного пережи-
вания, как интуитивное угадывание. Интеллектуальное признание также не способно настолько
приблизить человека к ценности и сконцентрировать его на ней, как интуитивное угадывание. То,
что человек, лишенный соответственных чувств, должен быть слепым к этим ценностям (как ут-
верждают эмоционалисты) спорный тезис. Но то, что такой человек не сможет переживать цен-
ности так динамично, кажется очевидным.
Итак, в этом смысле способность чувствовать, конечно, является богатством человеческой пси-
хики. Но чтобы правильно оценить это богатство, нужно учитывать, насколько сильно способность
чувствовать пронизана истинностью. Это тоже показатель интеграции личности, которая тем более
обладает собой и принадлежит себе, чем правильнее она угадывает все ценности, чем глубже в
|