переживании ценностей она отражает порядок, в котором ценности расположены к действительно-
сти.
О специфике человеческой эмоциональности
Анализ человеческой эмотивности приводит к такой сфере, которая требует особого освеще-
ния, хотя сокращенный метод при определенных условиях может затушевать эту особенность. Речь
идет о переживании взволнованности (Ruehrung), которая отличается от возбуждения (Erregung) не
только в отношении словесного обозначения. Оба этих равных выражения указывают на два раз-
личных переживания, на два фундаментально равных факта. Хотя в основе своей и то и другое от-
личается эмотивным характером, все же взволнованность есть нечто иное, чем возбуждение:
взволнованность как психический факт обладает иной спецификой. Обнаруживается, что понятие
эмоция стоит очень близко к этому факту, к этой специфике переживания и опыта, хотя нельзя
говорить о полной конгруэнтности значения эмоции и взволнованности, так же как нельзя говорить
о семантической конгруэнтности эмотивности и эмоциональности. Подобно возбуждению, взвол-
нованность происходит в человеке как субъекте, и однако мы можем бесконечно отличать друг от
друга две эти разновидности passiones animae
18*
.
Специфика взволнованности отличается от специфики возбуждения. По-видимому, возбужде-
ние располагается неподалеку от чувственности человека, а взволнованность как бы отдалена от
нее. Хотя как одно, так и другое сопровождается соматической реакцией, кажется, что возбужде-
ние глубже кроется в этой реакции, чем взволнованность. Таким образом, мы переживаем взвол-
нованность как явление так называемой чистой эмотивности, как активацию самой психики, в
которой соматическая обусловленность проявляется слабее.
Поэтому, переживая несколько состояний взволнованности, чувство тела как бы освобождает
место духовному ощущению и интуитивному угадыванию. Это происходит еще и потому, что со-
держание взволнованности иногда тесно связано с духовной жизнью человека. Например, мы пе-
реживаем эстетическую взволнованность в связи с созерцанием прекрасного; взволнованность
познания связана с обнаружением некоторой истины; различные виды взволнованности связаны
со сферой добра, в особенности нравственного добра и зла. Переживания, названные последними
в этом ряду, которые Шелер рассматривал как глубочайшую форму проявления эмотивности че-
ловека, протекают в тесной связи с процессами, происходящими в совести. Угрызения совести,
принимающей вину на себя, это не только суждения о самом себе, но это переживание истины,
как говорит наш опыт, которое указывает на необычный компонент внутри взволнованности. Точ-
но так же обстоит дело с процессами очищения и оправдания, то есть раскаяния, где иногда вместе
с реальным отходом от злого и обращением к доброму (если в человеке, по крайней мере, намечен
путь к добру) возникает глубокая взволнованность. Содержание таких состояний взволнованности
(угрызения совести или раскаяние) и проявляющихся вместе с этим содержанием эмоциональных
оттенков диаметрально различно. Человек совершает переход от состояния беспокойства совести,
от иногда очень глубокой подавленности и почти отчаяния к спокойствию, к глубокой радости, к
некоему духовному блаженству.
Мы уже говорили о различных чувствах, различных проявлениях эмоциональности человека.
Основу всех этих проявлений составляет взволнованность. Эта эмотивная основа действует во
внутреннем мире и создает другие, в каждом случае эмотивные переживания. Такое эмотивное
переживание мы и называем чувством. Всякий раз это иное, то есть уникальное и неподражаемое
чувство; и все же в отношении эмоционального содержания это чувство напоминает другие виды
чувств, а в чем-то даже подобно им. Чувства очень часто отличаются друг от друга каким-нибудь
особым оттенком или же интенсивностью, но их существенное содержание одно и то же. Причина
и отправная точка идентичности эмоциональных содержаний всегда кроется во взволнованности,
которая приведена в порядок этим содержанием, но позднее распространяется на пути внутренне-
го действия в психике человека. Так в человеке возникает чувство, оно развивается и иногда осо-
бым образом запечатлевается в нем. Тогда появляется особая причина говорить о состоянии чув-
ства. Хотя все чувства, даже те, которые быстро проходят, представляют собой некое эмоциональ-
ное состояние в человеке как субъекте, о состоянии в собственном смысле можно говорить лишь
тогда, когда запечатлевается чувство. Это уже другой вопрос, насколько сильно запечатлеваются
чувства и в какой степени они остаются эмоциями. Скорее, заметно, что нечто, названное нами
состоянием чувства, часто уже отдалилось от своей изначальной эмоциональной основы, которая
является определенным содержанием взволнованности и которая стала частью воли. Проблема
18*
душевные аффекты, страсти (лат.) прим. перев. и ред.
|