152
да, депутатов Государственной Думы, работников Министерства внутренних дел, Прокуратуры,
ученых и практиков из разных регионов страны. Материалы обсуждения опубликованы.
Но запреты и ограничения в праве исследовались в литературе и раньше, так как они пред-
ставляют собой объективно необходимые элементы (методы) правового регулирования общест-
венных отношений². Другое дело, что они сочетаются с правовыми дозволениями и разрешения-
ми. И вся проблема заключается в нахождении оптимального (разумного) баланса между ними,
«золотой середины». Право призвано гармонизировать (совмещать) свободу и несвободу. Оно оп-
ределяет те общие для всех властные рамки, за пределы которых индивид выйти не может.
Право выполняет разнообразные и многоцелевые функции. Оно одновременно и стимули-
рует, и ограничивает определенные действия, поощряет и запрещает их; открывает перед субъек-
тами известные возможности и обязывает их к должному (нужному, полезному) поведе-1¹ нию.
Право «дарует» и «отнимает» свободу, гарантирует и защищает государственно значимые интере-
сы, служит средством удовлетворения потребностей, применяет санкции за «непослушание», ми-
лует и наказывает, проводит своего рода политику «кнута и пряника», стоит на страже мира и по-
рядка. Еще Цицерон писал, что право призвано искоренять пороки и насаждать добро.
Свобода индивида проявляется во всех сферах его жизнедеятельности социальной, эко-
номической, политической, духовной. Но проявляется и реализуется по-разному. Это образует
структуру свободы личности, ее грани, стороны, Свободу по-настоящему начинают ощущать
лишь тогда, когда почему-либо ее утрачивают. В этом случае она становится бесценной. Свобода,
как воздух, который люди не замечают пока он есть, но сразу задыхаются, когда его нет.
Разумеется, свобода личности предполагает также ее свободу от произвола власти. По-
средником между ними выступает закон, в котором как раз и выражена официальная мера незави-
симости индивида, его «суверенитет», а равно очерчены границы деятельности самой этой
1
См :Тсория и практикаограничспия прав человека по российскому законодательству и Международному нраву II. Новгород, 1998. Ч. 1.
2
См : Кратко Л Г. Запреты в советском праве. Саратов, 1979; Алексеев С.С. Общие дозволения и общий запреты в советском праве. М.,
1989; Рыбушкин Н.Н. Запрещающие нормы в советском нраве Казань, 1990, Маяько А.В. Стимулы и ограничения в праве. Саратов,1994.
власти. Давно сказано: государством должен править закон. Закон выше любой должности,
он «властвует над всеми»¹. Это то, чего сегодня не хватает российскому обществу.
Законы принимаются только выборными органами, непосредственно представляющими
волю народа единственного и абсолютного источника власти. Ни царь, ни монарх, ни президент
не могут издавать законов. Поэтому они и обладают верховенством, наибольшей юридической си-
лой. Правители тоже обязаны подчиняться выраженной таким образом воле, т.е. закону. Перед за-
коном все равны.
Закон издревле почитался всеми как кладезь мудрости, искусство добра и справедливости,
коллективного разума. «Кто живет по закону, тот никому не вредит», говорили римляне. Закон
воплощение беспристрастия, объективности. На практике закон олицетворяет суд. «Богиня право-
судия держит в одной руке весы, на которых она взвешивает право, в другой меч, которым она
его защищает. Меч без весов есть голое насилие, весы без меча бессилие права»².
Ответственность. Право не только мера юридической свободы, но и мера юридической
ответственности. Это корреляционные категории. Общеизвестно, что свобода одного кончается
там, где начинается свобода другого. Или, наоборот, свобода одного начинается там, где она кон-
чается у другого. Здесь действует принцип «сообщающихся сосудов».
И если отдельная личность переступает эти грани, возникает моральная либо правовая от-
ветственность, в зависимости от того, какие нормы нарушены. Ради общей свободы личность
должна жертвовать частью собственной свободы, иначе хаос, анархия, произвол. Еще Ш. Мон-
тескье заметил: «Разреши человеку делать все, что он хочет, и ты погубишь его»³. Это созвучно
платоновской мысли о том, что чрезмерная свобода может превратиться в чрезмерное рабство.
Свободой очень частозлоупотребляют. Давно подмечено: когда свободы нет, ее требуют, когда
она есть, ее извращают.
Для практической реализации свободы нужна прежде всего внутренняя культура личности,
а уже потом внешняя политическая, правовая, нравственная. Впрочем, они тесно взаимосвязаны.
«В основе права, писал Гегель, лежит свобода отдельного человека, и право заключается в том,
чтобы я обращался с другим как со свободным существом»
4
.
1
Аристотель. Политика. М., 1991. С. 165.
2
Иврит Р. Борьба за право. М., 1991. С. 5. .
3
Монтескье Ш. О духе законов. М., 1956. С. 242.
4
Гегель. Работы разных лет. Т. 2. М., 1973. С. 36.
|