375
тему: «Конституционное развитие России: проблемы и решения». На них отмечалось, что Основ-
ной Закон страны несовершенен, многие его положения декларативны и на деле не выполняются,
другие понимаются и толкуются по-разному. Дискутировались такие вопросы, как более четкое
разграничение полномочий между центром и регионами, возможный отказ от выборности губер-
наторов, восстановление поста вице-президента, нежелательность иметь шесть видов субъектов
Федерации, введение института федерального вмешательства (реагирования) на проявления сепа-
ратизма и др.
Под давлением обстоятельств уже и сам Президент осознал необходимость определенной
корректировки Конституции. Некоторые субъекты Федерации вносят предложения о созыве с
этой целью Конституционного Собрания. В одном из своих интервью Президент, отметив, что он
против коренной ломки Конституции, тем не менее признал, что «надо накапливать поправки и
затем постепенно их принимать» (ТВ-Вести. 1998. 26 дек).
В президентском Послании Федеральному Собранию 1999 г. говорится: «Конечно, Консти-
туция не Святое Писание. В нее можно и нужно вносить поправки. Так, сегодня активно обсуж-
дается тема расширения полномочий Федерального Собрания и, в частности, право
См.: Шевцова Л., Клямкин И. Эта всесильная бессильная власть // Независимая газета. 1998. 24-25 июля.
Государственной Думы в той или иной степени влиять на формирование кабинета минист-
ров, создавая так называемое правительство парламентского большинства. Но для рассмотрения
любых конкретных изменений необходимы широкие консультации, общественные дискуссии
только на профессиональном уровне и только при активной роли Президента как гаранта Консти-
туции».
Приведенный спектр мнений показывает, что конституционная реформа более чем назрела
и она неизбежна. В стране сложилась не только кризисная социально-экономическая ситуация, но
и не менее острая правовая. А это значит, что правовая политика современной России нуждается в
серьезных изменениях. Более того, исправление правовой ситуации может стать важнейшей пред-
посылкой и условием преодоления кризиса в других областях.
Правовая политика России, будучи составной частью ее общегосударственной политики,
обусловлена объективными закономерностями современного общественного развития, теми по-
требностями, которые лежат в основе всех проводимых в стране преобразований. Она направлена
на дальнейшее углубление демократических реформ, подъем экономики, становление рыночных
отношений, оздоровление социальной сферы, последовательную защиту национальных интересов,
прав и свобод человека.
Правовая политика есть политика, проводимая с помощью правовых средств. Поэтому
крайне важно всемерно совершенствовать эти средства, повышать их эффективность, надежность,
четкость и безотказность функционирования. Это касается прежде всего законов, указов и прави-
тельственных постановлений, других нормативных актов, механизма правового регулирования,
правоприменительной деятельности, судебной, прокурорской и следственной практики, прав и
обязанностей граждан, юридической ответственности, правовой культуры всех элементов, со-
ставных частей и институтов, образующих российскую правовую систему.
Необходимо, как советовал еще И.А. Ильин, сделать все, «чтобы приблизить право к наро-
ду, чтобы укрепить массовое правосознание, чтобы народ понимал, знал и ценил свои законы,
чтобы он добровольно соблюдал свои обязанности и запретности, лояльно пользовался своими
полномочиями. Право должно стать фактором жизни, мерою реального поведения, силою народ-
ной души. ...Нелеп и опасен такой порядок, при котором народу недоступно право. Человеку, как
существу духовному, невозможно жить на земле вне права»².
Российская газета. 1999. 31 марта. 2 Ильин И.А. О сущности правосознания. М., 1993. С. 2324.
Таковы основные приоритеты, состояние, тенденции и перспективы российской правовой
политики. Следует, однако, иметь в виду, что самые совершенные юридические законы, самые
дальновидные правовые меры и начинания могут оказаться малоэффективными в условиях поли-
тической нестабильности, кризисной экономики, социальной напряженности, криминогенной
опасности, моральной деградации, потери ценностных ориентиров, конфронтации и непримири-
мости различных слоев общества. Поэтому все рассмотренные проблемы должны решаться вме-
сте.
ТЕМА 31. ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ И ПРАВОВОЙ ИДЕАЛИЗМ (Н. И. МАТУЗОВ)
Проблема правового нигилизма и правового идеализма в учебной литературе по теории го-
|