Navigation bar
  Print document Start Previous page
 91 of 165 
Next page End  

91
62. СОВРЕМЕННОЕ ПРАВОПОНИМАНИЕ: ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ
Проф. О.Э. Лейст подчеркивает наличие трех основных концепций права:
нормативной, социологической и нравственной (естественно-правовой).
С точки зрения нормативной концепции право есть содержащаяся в текстах законов и
подзаконных актов система норм, установленных и охраняемых от нарушений
государственной властью.
Социологическая концепция права, по мнению Лейста, основана на понимании права
как «порядка общественных отношений в действиях и поведении людей». То есть в
социологической концепции акцент переносится с содержания юридических правил на
практику их действия, их практическую реализацию.
С позиций нравственной школы право рассматривается как форма общественного
сознания. Слова закона остаются на бумаге, если они не вошли в сознание и не усвоены им.
Закон не может воздействовать на общество иначе как через сознание (массовое
правосознание, официальное правосознание). Поэтому право (в соответствии с данной
концепцией) - не тексты закона, а содержащаяся в общественном сознании система понятий
об общеобязательных нормах, правах, обязанностях, запретах, условиях их возникновения и
реализации, порядке и формах защиты.
Надо заметить, что каждое из правопонимании имеет свои основания, выражая ту или
иную реальную сторону права, и поэтому они имеют право на одновременное
существование. Так, нравственное видение права важно и для правового воспитания, и для
развития действующего права. Без нормативного понимания права практически
недостижимы определенность и стабильность правовых отношении, законность в
деятельности государственных органов и должностных лиц. Наконец, лишь через
социологическое понимание право обретает конкретность и практическое осуществление,
без него оно остается декларацией, системой текстов или моральных пожеланий. При этом
каждое из правопониманий выступает как необходимый противовес другому. Проф. О.Э.
Лейст замечает, что «быть может, польза и социальное назначение каждой из концепций в
том и состоит, чтобы через критику уязвимых сторон других концепций высветить
негативные свойства и опасные тенденции самого права».
Проф. В.А. Туманов также выделяет три типа правопонимания. Он отмечает, что
достаточно условно основные направления и школы могут быть разбиты на три вида (или
группы) в зависимости от того, что является для них исходным в подходе к праву и что
соответственно влияет на понимание права.
Для школ, относящихся к первому типу правопонимания, исходным является то
положение, что «человек есть мера всех вещей», а право является (или должно быть)
отражением разумных, правильных идей, свойств, интересов и представлений человека. К
этому направлению (которое объединяют под названием «философия права») относится
концепция естественного права.
Для второй группы исходным началом является государство. Право для этих школ -
продукт государственной воли, суверенной власти, которая таким образом устанавливает
необходимый и обязательный порядок отношений в обществе. Это так называемая
позитивистская юриспруденция, которая в лице своих наиболее крайних школ требует
принимать действующее право таковым, как оно есть, а не должно быть, то есть право
отождествляется с писаным законом.
Третья группа школ отталкивается от понятий общества, реальной жизни. Для них более
важным, чем «право в книгах», представляется «право в жизни», то есть практика правового
регулирования. Эти школы относят себя к «социологии права» (или «социологической
юриспруденции»), и их представители уделяют особое внимание конкретным правовым
отношениям, массовому правосознанию и т. п.
Проф. В.А. Туманов замечает, что в настоящее время можно говорить об известной
интеграции этих направлений: их сближает общее признание основных принципов правовой
государственности. Хотя в прошлом взаимоотношения этих направлений носили характер
Hosted by uCoz