Navigation bar
  Print document Start Previous page
 92 of 165 
Next page End  

92
противоборства. Так, позитивистская доктрина, к примеру, формировалась как отрицание
естественного права - важнейшего понятия философии права.
Проф. B.C. Нерсесянц кладет в основу типологии правопонимания момент различения
или отождествления права и закона и на этой основе проводит принципиальное различие
между двумя противоположными типами правопонимания: юридическим (от «ius» - право) и
легистским (от «lex» -закон). При этом он подчеркивает, что для легистского подхода
вопроса «что такое право?» практически не существует: право для него - это уже официально
данное, действующее, позитивное право. У легизма есть лишь трудности с определением
(дефиницией) того, что уже есть и известно как право. То есть легистским Нерсесянц
называет такой подход к пониманию права, при котором отождествляются право и писаный
закон.
Юридический тип правопонимания охватывает различные прежние и современные
философско-правовые концепции понятия права, основанные на различении права и закона.
При этом естественно-правовая концепция -лишь частный случай (исторически наиболее
распространенный, но не единственный) юридического типа правопонимания, подобно тому,
с его точки зрения, как различение естественного права и позитивного права - тоже лишь
одна из многих возможных версий различения права и закона.
Итак, анализ изложенных подходов к пониманию права позволяет сделать вывод, что в
основном существует три таких подхода и каждый из них имеет право на существование,
обладая собственным основанием. К таким основаниям относятся следующие положения:
а)
закон (официальные формы выражения права)
может быть неправовым, ибо
объективно существует определяющая его содержание социальная основа - «естественное
право», от принципов которого закон может отклоняться. То, что называют «естественным
правом», правом в собственном смысле не является, но позволяет определить, правовую или
неправовую природу имеет тот или иной закон;
б) права не может быть вне определенных форм его внешнего выражения — «закона»
(официальных форм выражения права), поэтому правом может считаться только единство
правового содержания (правил, соответствующих природе права) и форм его
объективирования, внешнего выражения и закрепления. Другими словами,
право есть
правовой закон;
в) между писаным правом (законом) и его практическим воплощением в вариантах
фактического поведения лежит целый пласт опосредующцх звеньев в виде различных
правовых и неправовых (в частности, психологических) механизмов, что и дает
социологической юриспруденции основание различать «право в книгах» и «право в жизни».
63. ВЛАСТЬ И ЕЕ ВИДЫ. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ
Власть в самом общем виде представляет собой способность (свойство) некоего
субъекта (индивида, коллектива, организации) подчинять себе волю и поведение другого
субъекта (индивида, коллектива, организации) в своих собственных интересах или в
интересах других лиц.
Как явление власть характеризуется следующими признаками:
1. Власть есть явление социальное, то есть общественное.
2. Власть является атрибутом (неотъемлемым компонентом) общества на всех этапах
его развития. (Поэтому, кстати, не корректно такое, встречающееся в литературе,
словосочетание, как «социальная власть», ибо власть всегда социальна). То обстоятельство,
что власть является постоянным спутником общества, объясняется тем, что общество
представляет собой сложноорганизованную систему (социальный организм), которая
постоянно нуждается в управлении, то есть в процессе упорядочения, направленном на
поддержание системы в нормальном, работоспособном состоянии - состоянии функциони-
рования. С точки зрения генезиса (происхождения) именно необходимость управления
обществом обусловливает в нем присутствие такого феномена, как власть. Но не наоборот,
Hosted by uCoz