Navigation bar
  Print document Start Previous page
 105 of 107 
Next page End  

Карен Хорни: «Самоанализ»
105
идентичности; отсюда ее тревога, скованность, беззащитность и обособленность. И именно в
силу этих причин ей пришлось искать спасения и восстановления своей целостности
способами, которые заранее были обречены на провал и лишь еще более запутывали ее в
паутине запретов и страхов. Только осознав эту динамику, она смогла наконец освободиться от
последствий несчастливого детства.
Еще одним вариантом одностороннего акцентирования является тенденция постоянно
твердить о «плохих» сторонах или сторонах, кажущихся таковыми. В таком случае признание и
осуждение могут занять место понимания. Отчасти это делается в духе враждебного
самоосуждения, но также с тайной надеждой на то, что одного признания будет достаточно,
чтобы получить воздаяние.
Разумеется, эти «слепые пятна» и односторонние акцентировки можно обнаружить при
любых попытках самоанализа, независимо от того, присутствуют в них рассмотренные выше
ограничения или нет. До некоторой степени они могут проистекать из ошибочных
предубеждений в отношении психоанализа. В этом случае их можно скорректировать, если
человек достигает более полного понимания психических процессов. Но я хотела бы здесь
подчеркнуть, что они могут быть также лишь средствами уклонения от главных проблем. В
таком случае они вызываются сопротивлениями движению вперед, и, если эти сопротивления
достаточно сильны — если они равнозначны тому, что я описала как ограничения, — они могут
препятствовать успешному анализу.
Сдерживающие силы, о которых говорилось выше, также могут сорвать самоанализ,
вызвав преждевременный отказ от его попыток. Я имею в виду здесь случаи, когда анализ,
проведенный до определенного момента, в некоторой степени оказывается полезным, но не
идет дальше этого, поскольку человек не желает бороться с теми факторами внутри себя,
которые препятствуют его дальнейшему развитию. Это может произойти после того, как он
преодолел факторы, вызывавшие у него наибольшее беспокойство, и более не чувствует
настоятельной необходимости работать над собой, даже если в нем осталось еще немало
препятствий. Искушение расслабиться особенно велико, когда жизнь человека течет гладко и
не ставит перед ним особых проблем. Естественно, что в такой ситуации каждый из нас не
столь жаждет полного самопознания. Сколь высоко мы ценим конструктивное недовольство
собой, побуждающее нас к дальнейшему росту и развитию, — это в конечном счете вопрос
нашей личной жизненной философии. Желательно, однако, чтобы нам было — или стало —
ясно, какова действительно наша система ценностей, и чтобы мы поступали в соответствии с
ней. Мы утаили бы от себя большую часть правды, если бы считали себя сторонниками идеалов
развития, на деле ослабляя свои усилия соответствовать этому идеалу или даже позволяя ему
угаснуть в заскорузлом самодовольстве.
Но человек может прервать свои попытки самоанализа и по совершенно иной причине: он
достиг разностороннего осознания своих проблем, но ничего не меняется, и он разочарован
отсутствием ощутимых результатов. В действительности, как отмечалось выше, сама его
обескураженность представляет проблему, которая должна быть проработана. Но если она
проистекает из тяжелого невротического затруднения, например из описанной выше позиции
безнадежной покорности, человек может оказаться не в состоянии справиться с ней в одиночку.
Это не означает, что все предпринятые им до сих пор усилия были бесполезны. Очень часто,
несмотря на ограниченность своих возможных достижений, он был последователен в
устранении того или иного грубого проявления невротических проблем.
Присущие человеку ограничения могут привести к преждевременному прекращению
самоанализа и другим способом: человек может прийти к своего рода псевдорешению,
приноравливая свою жизнь к сохраняющемуся у него неврозу. Сама жизнь может
способствовать таким решениям. Человек может оказаться в ситуации, обеспечивающей выход
его стремлению к власти или позволяющей ему жить неприметно и в подчинении, когда нет
надобности себя утверждать. Он может воспользоваться браком, чтобы реализовать свою
потребность в зависимости. Или он может более или менее сознательно решить, что его
затруднения во взаимоотношениях с людьми — те из них, которые он осознал и понял. —
отнимают слишком много его энергии и что единственный способ вести спокойную жизнь или
сохранить свои творческие способности — это отстраниться от других; затем он может свести
Hosted by uCoz