1
о достоверности
ЛЮДВИГ ВИТГЕНШТЕЙН
1. Коли ты знаешь, что вот это рука¹, то это потянет за собой и все прочее.
(Когда говорят, что такое-то предложение недоказуемо, конечно же, это не означает, что оно не
выводимо из других предложений. Любое предложение может быть выведено из каких-то других
предложений. Но эти последние могут оказаться не более достоверными, чем оно само.)
(Вспомним здесь шутливое замечание Ньюмена.)
2. Из того, что мне
или всем
кажется, что это так, не следует, что это так и есть. Но
задайся вопросом, можно ли сознательно в этом сомневаться.
3. Скажи, например, кто-нибудь: Я не знаю, рука ли это,
ему можно было бы ответить:
Присмотрись получше. Такая возможность самоубеждения принадлежит языковой игре. Это
одна из ее существенных черт.
4. Я знаю, что я человек. Чтобы понять, сколь неясен смысл этого предложения, рассмотри его
отрицание. По крайней мере его можно было бы истолковать так: Я знаю, что у меня
человеческие органы. (Например, мозг, которого, впрочем, пока что никто не лицезрел.) А как
быть с таким предложением, как Я знаю, что у меня есть мозг? Могу ли я в нем сомневаться?
Основания для сомнения отсутствуют! Все говорит в его пользу, и ничто против. Тем не менее
можно представить себе, что в случае операции мой череп мог бы оказаться и пустым.
5. Может ли предложение в конечном счете оказаться ложным, зависит от того, что признать для
него определяющим.
6. И все же может ли человек перечислить (как это делал МУР) то, что знает? Вот так сразу я
полагаю, нет.
Ибо иначе выражение я знаю получает неправильное употребление. А
кажется, будто в этом неверном словоупотреблении обнаруживается своеобразное и чрезвычайно
важное состояние духа.
7. Мой жизненный опыт свидетельствует, что я знаю или уверен, что вон там стоит стул или
находится дверь и т. д. Например, я говорю другу: Возьми стул вон там, Закрой дверь и т.
д. и т. д.
8. Различение понятий знать и быть уверенным вовсе не имеет сколько-нибудь серьезного
значения, не считая тех случаев, где я знаю должно означать: я не могу ошибаться. В зале суда,
например, в каждом свидетельском показании вместо слов я знаю могло бы говориться я
уверен. Можно даже представить себе, что слова я знаю там запрещены. [Одно место в
Вильгельме Мейстере, где слова ты знаешь или ты знал используются в смысле ты был
уверен, ибо дело обстояло иначе, нежели он вроде бы знал. Л. В.]
9. Так вот, удостовериваюсь ли я в жизни в своем знании того, что вот это рука (причем моя
рука)?
10. Я знаю, что здесь лежит больной человек? Бессмыслица! Я сижу у его постели, внимательно
всматриваюсь в его черты. Так, выходит, я не знаю, что здесь лежит больной? Тут ни вопрос,
ни утверждение не имеют смысла. Как и фраза Я здесь, которую я все же мог бы использовать
в любой момент, представься подходящий случай. Что же, тогда 2 x
2=4 является, за
исключением определенных случаев, бессмыслицей, а не истинным арифметическим
положением? 2 x 2=4 истинное предложение арифметики
причем не в определенных
случаях, а всегда, хотя звуковые или письменные знаки 2 x 2=4 в китайском языке могли бы
иметь какое-то другое значение или же быть явной бессмыслицей. Отсюда ясно, что
предложение обретает свой смысл только в употреблении. А высказывание Я знаю, что здесь
лежит больной, будучи употреблено в неподходящей ситуации, кажется не столько
бессмысленным, сколько само собой разумеющимся, ибо довольно легко представить себе
соответствующую ему ситуацию, и потому предполагается, будто слова Я знаю, что... всегда
|