школа стала играть асоциальную роль приносить больше вреда, чем
пользы для общества.
Это еще не все. Столь же быстро обнаружилось, что далеко не все
молодые люди по своей психологии и интеллекту годятся для поступления в
университет даже если бы мест там хватило для всех. Помимо дебилов
(клинических идиотов) и так называемых маргиналов, т.е. людей с
ущербной психикой и отсталостью умственного развития,
«промежуточных» между сумасшедшими и нормальными людьми,
существуют вполне нормальные люди с разным соотношением абстрактного
и конкретного мышления. Одним легко дается математика и обобщение
прочитанного, зато они хуже овладевают машинами, аппаратами,
механизмами, приборами, всеми видами ручного труда. У других все
наоборот. Это различие начинает проявляться уже в первых классах школы,
а в последних когда начинаются алгебра, геометрия, тригонометрия,
физика, химия, биология, приходится писать довольно сложные сочинения и
выступать у классной доски с небольшими докладами оно сказывается в
полную меру.
При этом нельзя сказать, что одни школьники просто глупее других
(хотя и это имеет место). Нет, одних природа наделила, образно говоря,
талантом певца, а других танцора. Что лучше опера или балет?
Смотря, какая опера и какой балет! Между тем столь же образно говоря,
советских школьников всех поголовно, огулом стали готовить в оперу, объя-
вив балет чем-то ущербным. Что получилось? Не менее четверти
школьников уже в первых классах стали испытывать трудности с самыми
элементарными формами абстрактного мышления (например сложение и
вычитание дробей), поскольку обучение было рассчитано на более
способных к нему. А подавляющее большинство (до 2/3 и более
школьников) оказались неспособными в старших классах к высшим формам
абстрактного мышления (синусы-косинусы, закономерности истории
общества, особенности художественного творчества и т.п.). И хотя при иной
организации обучения они могли бы стать хорошими недипломированными
специалистами, высококвалифицированными рабочими и служащими, в
которых все острее нуждалась экономика страны, их начинали третировать
как умственно неполноценных. Естественно, они очень ожесточались, и
школа очень быстро стала играть роль второго по значению после
неблагополучной семьи социального источника преступности,
выбрасывая на улицу ежегодно более миллиона молодых людей,
психологически готовых «отомстить» отвергнувшему их обществу любыми
доступными им средствами самоутверждения.
Но и это еще не все. Под напором родительской общественности и
молодежи правительство вынуждено было открыть свыше 800 высших
учебных заведений (формально по западным стандартам университетов и
колледжей), которые в большинстве своем не были обеспечены в достатке
квалифицированным преподавательским составом его просто не успели
подготовить и другими условиями полноценной подготовки дипло-
мированных специалистов. И если раньше в последних ощущался
недостаток, то теперь стал наблюдаться явный избыток. Как уже говорилось,
диплом на уровне университета или техникума успел получить каждый
четвертый, три с половиной десятка миллионов человек, причем в
|