большинстве они, понятно, оказались посредственными, а то и вовсе
плохими работниками.
С другой стороны, на пенсию год за годом уходили хорошие
недипломированные специалисты. Постепенно стал нарастать недостаток
недипломированных и избыток дипломированных специалистов. Пришлось
доплачивать за дефицитность профессии и как бы делить зарплату между
несколькими работниками, где на одно престижное рабочее место
приходилось сажать двоих-троих. Дело дошло до неслыханных нигде в мире
парадоксов: инженер управлял рабочими, зарплата которых была вдвое-
втрое больше, чем у него; врач с зарплатой в 150 руб. ехал в машине
«скорой помощи» с водителем, которому приходилось платить 300 руб.
И тогда началось массовое «дезертирство» дипломированных
специалистов в ряды недипломированных, но с более высокой зарплатой.
Как уже говорилось, к 1985 г. «дезертировали» миллионы: примерно
каждый пятый обладатель диплома. В результате система народного
образования окончательно зашла в тупик. Мало того, что она совершенно
дезориентировала молодых людей. Мало того, что она настроила их против
общества. Она еще, образно говоря, стала готовить инженера, который тут
же шел работать грузчиком или шофером. Система народного образования
стала напоминать ту сказочную мельницу, которая испортилась и намолола
столько соли, fro вода в море стала соленой и непригодной для питья.
Потребовалась радикальная школьная реформа, которая сделала бы школу,
ставшую социальным анахронизмом, более адекватной потребностям
личности и общества.
2628 ноября 1974 г. в Академии педагогических наук СССР
состоялся Всесоюзный семинар по теме «Прогнозирование развития школы
и педагогической науки». Мне, как заведующему сектором социального
прогнозирования Института социологических исследований Академии наук
СССР, было поручено подготовить для обсуждения на нем два доклада:
«Предпрогнозная ориентация при прогнозировании развития системы
народного образования» и «Прогнозирование перспектив развития системы
народного образования». Это было начало пути, который привел меня к
избранию в 1988 г. президентом Российского педагогического общества, а в
1992 г. действительным членом Российской академии образования,
членом бюро ее президиума и академиком-секретарем Отделения
образования и культуры (после бесчисленных докладов и ряда книг на эту
тему).
Обсуждение на семинаре показало: если сохранятся наблюдаемые
тенденции, существующая система народного образовался начнет играть все
более деструктивную роль в жизни общества, калечить миллионы
человеческих жизней и в самом буквальном смысле подрывать экономику
страны. Наметились и некоторые пути оптимизации развития. Впрочем, для
их более точного определения потребовались годы и годы. Дискуссии на
этот счет продолжаются и по сей день.
Материалы семинара были опубликованы в том же году и вызвали
большой общественный резонанс (см. «Прогнозирование развития школы и
педагогической науки», т. 12, издание Академии педагогических наук
СССР, М., 1974). Спустя год они получили отклик на правительственном
уровне, и в 1976 г. с трибуны XXIV съезда КПСС было признано самим
|