Navigation bar
  Print document Start Previous page
 30 of 57 
Next page End  

Брежневым: «Наша общеобразовательная система нуждается в серьезном
совершенствовании».
Но в каком?
Потребовалось несколько лет, чтобы вопрос из области теории
перешел в 1983 г. в область практики. Но тут же застрял. Первоначально
предполагалось разрубить этот гордиев узел мечом. А именно — из каждых
четырех 15-летних одного отбирать по способностям для подготовки в
университет, а трех других направлять в профессиональные училища для
подготовки рабочих. Однако это вызвало гневный протест общественности;
родители знали, что этот «четвертый» неизбежно будет отпрыском
родителей из номенклатуры, так что их собственные дети изначально
обрекались на роль «синих воротничков», невзирая ни на какие
способности. И, понятно, возмущались.
Дело заглохло еще на пять лет. Наконец, в 1988 г. собрался
специальный Всесоюзный съезд работников народного образования, чтобы
решить вопрос; что же делать со школьной реформой? Было постановлено:
реформу начинать немедленно, иначе неизбежны последствия,
катастрофические для общества. Но в 1989 г. зашаталось положение
правящих кругов, и социально-политическая обстановка в стране настолько
осложнилась, что стало не до реформы. Тем не менее, создали несколько
рабочих групп, которые начали прорабатывать практические аспекты
реформы. После августа 1991 г. работники одной из этих групп, концепцию
которой я разделял, были поставлены Ельциным во главе Министерства
народного образования России. Казалось, теперь реформа должна была
сдвинуться с мертвой точки. Но шел год за годом, а положение существенно
не изменилось. Точнее, начало меняться стихийно и далеко не всегда в
лучшую сторону.
В чем же дело?
Чтобы провести радикальную школьную реформу, необходима
соответствующая база, т.е. огромные капиталовложения, сравнимые с
военными расходами. Кроме того, необходимы кадры, которые могли бы
поднять образование на качественно новую ступень. Ни того, ни другого не
было ни в 1983 г., ни в 1988 г., нет сегодня и не предвидится в обозримом
будущем. Достаточно сказать, что 2/3 всех школ нуждаются в капитальном
ремонте. С учебниками всегда очень напряженно, а подготовка и написание
новых автоматически удесятерят расходы. Наконец, мизерная зарплата
учителей (одна из самых низких в государстве) привела к тому, что в
школьных классах 80% преподавателей составили женщины
соответствующей квалификации, которые не были способны перейти на
более высокооплачиваемую работу. Они выполняли и выполняют свой долг,
как умеют, — и большое спасибо им за это. Но они просто неспособны
преподавать иначе. А для качественно иного преподавания необходимы
качественно иные люди с гораздо более высокой зарплатой. Для их
подготовки требуются годы. И многие годы должны пройти, прежде чем
профессия преподавателя вновь станет престижной для талантливых людей,
педагогов по призванию. Без них — какая же реформа?
И все же это не основание, чтобы сидеть сложа руки и ждать, пока
обстоятельства изменятся. Необходима теоретическая концепция реформы,
чтобы наметить пути движения к ней. И необходимы первые практические
Hosted by uCoz