демократизация образования. Школа-казарма, из которой выходят 17-летние
инфантилы с психологией 10-летнего ребенка, должна уступить место
школе-колледжу, из которой выходят взрослые люди, не только
добросовестные работники и добропорядочные граждане, но и энергичные
предприниматели, способные делать свой бизнес (напомним еще раз: дух
предпринимательства задушен в советском народе почти начисто, с
тяжелейшими социальными последствиями, и его предстоит возрождать).
Этого невозможно добиться, пока старшие школьники не научатся сами
обсуждать и решать вопросы школьного бюджета, не научатся ценить
заработанный рубль и не попробуют сами свои силы, подряжаясь на разного
рода работы, подобно студентам, возможностей для этого в России хоть
отбавляй.
Наконец, третий аспект реформы «подтягивание» отстающих
подсистем образования до уровня передовых. Это относится, в частности, к
подсистеме всеобщего педагогического образования родителей: известно
ведь, что воспитание ребенка начинается с воспитания его родителей. Это
относится далее к подсистеме дошкольного образования, чтобы перейти от
«камер хранения детей» к «предшкольным университетам», где всем
дошкольникам была бы обеспечена хорошая подготовка к школе, где они бы
на своем уровне осваивали основы этики и эстетики (обязательно!), навыки
физического и умственного труда, физической культуры, азы
естествознания и обществознания, умения читать, считать и писать. Это
относится также к учебному кино и ТВ, к комплексной компьютеризации
школьного дела, которая практически все еще впереди.
Пока идут разговоры о реформе жизнь берет свое. Вместе с
расслоением общества на богатых и бедных идет расслоение по тому же
принципу учебных заведений. Как грибы после дождя, появляются частные
школы и университеты, рассчитанные на состоятельных, а некоторые даже
только на очень богатых родителей. Мой старший внук заканчивал
бесплатный государственный университет, а мой младший внук посещал
детский сад, стоимость пребывания в котором по меньшей мере вдвое
превышает зарплату старшего по окончании университета. Есть и намного
более дорогие детсады, школы, колледжи, университеты.
Возникает опасность, что некоторые способные молодые люди не
смогут получить специальность, в которой их способность раскрылась бы
наиболее полно на благо общества просто потому, что у их родителей нет
средств на оплату соответствующего учебного заведения. Как и в других
странах, возникает проблема системы стипендий для поддержки одаренных
детей, подростков, молодых людей. Кроме того, возникает опасность, что не
все частные школы добросовестно выполняют свои обязательства по части
уровня образования, заявленного в их статусе и рекламе (в России такой
обман наблюдается в массовых масштабах не только в торговле). Как и в
других странах, возникает проблема возможно более строгого
лицензирования и систематического инспектирования всех учебных
заведений и государственных, и частных.
Именно эти проблемы решаются сегодня при переходе системы
народного образования России от тоталитаризма, «казармы» к
демократии, «рынку».
И примерно тот же процесс происходит в сфере науки.
|